Галопом по Кольскому. Июль 2009 года.
НАЧАЛО
Идея этой поездки зародилась еще весной – брат моей жены, страстный джипер и Сузуковод – Серега, обмолвился о том, что хочет собрать команду для поездки летом на Кольский полуостров. А точнее, хочет доехать до самой северной точки материковой части европейской России – полуострова Рыбачий. Я выразил заинтересованность в данном мероприятии и даже предварительно договорился с женой об «отпуске» от семейных обязанностей. В течение трех месяцев идея то возникала вновь, то вроде совсем сходила «на нет». Пришел июнь, мы съездили всем семейством в Испанию на машине, вернулись в Москву и созвонились с Серегой. Оказалось, что команды как таковой не собралось и вопрос стоит так: ехать ли туда одной машиной и ехать ли вообще, т.к. прогноз погоды выглядит отвратительным – дожи и +5 .. +7С? Во вторник мы решили, что ехать стоит. В среду к нам присоединился еще один экипаж – Рома с женой Машей, ребята из Серегиного сузучьего клуба. А в четверг, оказалось, что в их машине поедут четыре человека: к ним «на хвост» упали их друзья – Илья и Лена.
Итак, состав сформировался: 6 человек и 2 машины – обе Сузуки Витара, выпуска 1993 и 1994 годов, обе с пробегом за 200 тыс. км. Серегина – с правым рулем, шноркелем, лебедкой и чуть более «зубастыми» шинами, Ромина – полностью стандартная, если не считать «зубастой» резины.
Пятница у меня ушла на сборы и закупку провизии на всю компанию (не считая работы, конечно). Я все покупал по списку, составленному Ромой с Машей, бывалыми пешими походниками. Как потом оказалось, «раскладка» для пешего похода сильно отличается от нужного количества провизии для автоброска – продуктов было запасено ровно в двойном размере от необходимого :) Продавщицы гипермаркета «Карусель» с удивлением взирали на человека, забившего всю тележку банками с тушенкой, сгущенкой, пакетами круп и макарон. Серега в это время готовил машину к «дальнему бою», ставил бокс на крышу и собирал походное оборудование. Очень правильной идеей, как потом, оказалось, была мысль снять задний диван и выкинуть его из машины – после этого, места для багажа стало значительно больше. Для тех, кто не в курсе, поясняю: автомобили марки Suzuki славятся своими внедорожными характеристиками, но начисто лишены такой вещи, как багажник. Конкретно в Сузуке Витара выпуска начала 90-хх годов, багажник по объему сопоставим с багажником у Оки :)
Раскидав все вещи и разделив их на 3 кучки: нужное, не нужное и не нужное, но пригодится, мы прикинули, что складывать все «красиво» смысла никакого нет, т.к. явно придется брать часть вещей из второй машины к себе на борт. Быстренько закинули все барахло в машину, попрощались с родными и выдвинулись к точке ночевки – родовому гнезду в селе Устье, стоящему на Волге, за Ярославлем.
Я и Серега перед стартом.
По дороге сам собой установился приемлемый для нас обоих распорядок: я рулю, а Серега следит за кучей навигации, установленной в машине и шарится по интернету, посредством планшетника и телефона с GPRS.
GPS-начинка нашей Сузуки и Серегин младший сын в качестве модели.
В Устье приехали уже около часа ночи. А там нас ждала баня и холодное пиво….
День первый.
Как и предполагалось, вторая машина, выехавшая из Москвы утром, прибудет к месту встречи не рано. Но поток дачников задержал ребят несколько больше, чем мы ожидали – двинуться в путь мы смогли только в час дня.
Первую остановку сделали на объезде Данилова, перед поворотом на Пошехонье – заправили обе машины под пробку и я сменил правый Серегин руль на Ромин левый. Рановставший Рома залег спать, а я попытался прибавить ходу, чтобы чуть-чуть наверстать упущенное время. К сожалению, сделать это было тяжело: дорога Данилов – Пошехонье – Череповец (Р-104) год за годом становиться все хуже и хуже. Плюс к тому, рамные Витары на неровном асфальте скачут аки горные козлы и вытрясают из седоков всю душу, потому, идти со скоростью выше 100-110 км/час просто невозможно – пассажиры начинают громко протестовать. За Череповцом дело пошло немного веселее, особенно после поворота с трассы Тихвин – Вологда (А-114) к Белозерску (Р-6). В результате, в сам Белозерск мы приехали около 6 вечера.
По прошлым моим посещениям этого города, я помнил отличную кафешку в центре города, и мы сразу отправились ее искать. Едем по центру, я пристально оглядываю каждый дом – нет кафешки. И тут из-за угла выезжает гаишная машины. Я начинаю призывно моргать дальним, опускаю стекло и как только мы останавливаемся друг напротив друга, начинаю выспрашивать – где бы тут поесть? В гаишной машине за рулем девушка-сержант и суровый лейтенант на пассажирском сидении. Выслушав мои многочисленные просьбы, они минуту помолчали и поинтересовались: «А в курсе ли я, что мы едем по односторонней улице в противоположную движению сторону?» Я сильно удивился, т.к. «кирпичей» не видел точно. На что мне было указано, на спрятавшийся в кустах знак «Поворот налево запрещен», который я проигнорировал. Слава богу, что женщинам разрешают работать в ГИБДД! Я уверен, что было бы в экипаже два мужика – не отделаться бы мне тогда двадцати пятью извинениями, семью виноватыми улыбками и кратким рассказом о том, как я люблю их чудный город и сколько раз я в нем уже был. Все кончилось хорошо и мы в сопровождении машины ГИБДД поехали в кафе «У боцмана», которое находится рядом с городским пляжем.
Городской пляж, Белозерск.
Кафе «У боцмана», Белозерск.
Пожелав нам «Приятного аппетита!» и «больше не нарушать», гаишники укатили. А мы пошли наслаждаться Белозерским общепитом. В принципе, заведение вполне достойное и может быть рекомендовано, как точка перекуса усталому путнику. Полный обед на двоих обошелся рублей в 600. За дальними столиками проходила встреча бывших одноклассников местной школы, и по всему было видно, что вечер тут закончиться хорошей потасовкой. Ждать финала мы не стали и двинулись в сторону Липин Бора.
Выезд с городского пляжа, Белозерск.
Через 5 километров после Белозерска асфальт заканчивается и начинается вполне приличный грейдер. А еще через десяток километров – паром. Как по заказу мы подъехали к нему без пяти минут семь и практически сразу на него загрузились. Приятно, что если плывешь запланированным рейсом, то паром бесплатный. А если хочешь переплыть канал в неурочное время, то тебя перевезут за небольшую денежку – в прошлую нашу поездку, в 2006 году, это стоило 200 рублей.
Въехали на паром. Белозерск – Липин Бор.
Следующая остановка около деревянной церквушки, стоящей на погосте, при въезде в село Ухтома. Каждый раз проезжая мимо, я не могу отказать себе в удовольствии ее сфотографировать. К сожалению, видно, как потихоньку она ветшает все больше и больше. И не без помощи двуногих обитателей нашей планеты – в этот раз мы обнаружили взломанную дверь. Правда, это мне позволило сфотографировать забавное «граффити» внутри.
Рома обнимается со всей женской частью экспедиции. Село Ухтома.
Граффити 120-летней давности…
В Липином Бору выезжаем на асфальт – дорога Вологда – Вытегра (Р-5) и заправляемся на вполне цивилизованной АЗС «ЛУКОЙЛ». Имейте в виду, АЗС находится на ближнем к Вологде выезде из Липиного Бора. Я отдаю Роме обратно его левый руль и отбираю у Сереги правый. Серега не против – он уже давно не вылезал в интернет :)
По мере приближения к Вытегре дорога улучшается. Но время уже около 8 часов вечера и мы окончательно понимаем, что первоначальный план: заночевать на известной Сереге стоянке около Медвежьегорска – абсолютно не осуществим. Я предлагаю рассмотреть вариант ночевки в гостинице в Пудоже и с помощью замечательного сайта http://www.autotravel.ru мы быстренько находим телефон мотеля «Уют» с кучей положительных отзывов. Серега звонит туда и вальяжным голосом сообщает, что нам нужны 3 двухместных номера с удобствами. В ответ ему ехидно замечают, что мотель переполнен и все, что они могут нам предложить – это один шестиместный номер без удобств.
Гы! Нам то, с Серегой, все равно. А вот семейные пары, едущие во второй машине, будут явно «приятно удивлены» таким сюрпризом. Но выбора нет, и мы бронируем шестиместный номер на всю тусовку. Мы радостно сообщаем по рации это известие во вторую машину – у ребят есть еще часа три, чтобы свыкнуться с этой мыслью :)
Через несколько километров, после поворота на Анненский мост, главная дорога резко сворачивает влево и вместо асфальта – отвратительный грейдер. Сколько тут езжу – никаких изменений, никак не могут спрямить кусок и сделать объезд Вытегры и ближайших деревень. В награду за грейдерную тряску, в поселке Депо, где автодорогу пересекает узкоколейка, мы видим старенький тепловоз, который тащит 2 сцепа с лесом.
Работающая лесовозная УЖД в поселке Депо.
Эта тема мне стала интересна после знакомства с замечательным сайтом http://www.pereyezd.ru Если я все правильно понял, то мы видели движение на Белоручейской УЖД Белоручейского ЛПХ. Редкое явление в наше время! К сожалению, узкоколейки вымирают в нашей стране, и с каждым годом их становится все меньше и меньше…
Помахав ребятам-машинистам на прощание, продолжаем свой путь к Вытегре. Дорога отвратная, но хоть асфальт появился. В самой Вытегре явно прошли бои местного значения с применением артиллерии и минометов – дорожного покрытия на улицах практически не существует. После выезда из Вытегры еще километра 3 мерзкого грейдера, а потом начинается автобан – гладкий асфальт, разметка и все дела. Загадочна душа русского дорожного строителя! Ну почему бы не дотянуть автобан прямо до Вытегры?
В 23.00 приезжаем в Пудож. Находим мотель «Уют» - он стоит на самом краю города, на выезде к Медвежьегорску. Очень уютный номер, с хорошим ремонтом и неплохой мебелью обошелся нам в 1200 рублей. Кстати, идея забронировать номер по телефону заранее была очень верной – при нас подъезжали люди с надеждой переночевать и уезжали ни с чем. Перекусив домашними припасами, я, Серега и Илья пошли в баню (900 рублей/час). Баня оказалась холодноватой, а бассейн – тепловатый и грязноватый, но пивка попили и помылись в душе. Сердце чуяло – в следующий раз это будет не скоро :)
День ВТОРОЙ.
Сквозь сон слышу пиликанье будильника у кого-то на телефоне. Мелодия нежная… колокольчики какие-то. Думаю, что, наверно, телефон кого-то из девчонок. А нет! Оказалось, это Серега поставил будильник на 8 утра, но его нежные колокольчики никого разбудить не смогли. И тогда он устроил настоящую побудку – врубил мелодию из тарантиновского «Pulp Fiction». Это подействовало лучше и через некоторое время все сползли на завтрак.
Мотель «Уют», Пудож.
Скинув тюк с вещами с Роминой крыши, и запихнув его к нам в салон, двинулись к Медвежьегорску. Дорога – дерьмо. И за последние 2 года стала значительно хуже. Где-то на полпути до Медвежьегорска появляется участок автобана, но очень быстро заканчивается. До и после этого участка видим кучу машин, стоящих на обочине со спущенными колесами. Видимо, люди на радостях разгоняются на автобане и потом с размаху прыгают в ямы и канавы «обычной» дороги. Нам это не грозит – едем медленно, да и колеса у нас попрочнее.
Перед городком Повенец встаем перед переправой через Беломорско-Балтийским каналом. Пропускаем парусную яхту. Кстати, переправа устроена очень оригинально: «проезжая часть» над каналом отходит, с разворотом на 90 градусов, к противоположному от нас берегу. Сфотографировать все это не удается: перед переправой висит грозный плакат – «Фото- и видеосъемка режимного объекта запрещена!», а рядом припаркован ментовской бобик.
В половине первого въезжаем в Медвежьегорск и заправляемся на свежепостроенной АЗС ЛУКОЙЛ с кафешкой и магазинчиком. В самом городе делаем остановку на закупку скоропортящихся продуктов: овощей, пива и хлеба. Плохоэкипированная Лена покупает себе тулуп и тут же в него облачается – на улице не больше +10.. +12 С. Погода вообще сумасшедшая в этих краях: то дождик моросит, то солнце светит.
Памятник Кирову, Медвежьегорск.
Слегка поплутав по городу, выезжаем на Мурманскую трассу (М-16). Была у меня надежда, что дорога будет тут получше, чем до Медвежьегорска, и мы пойдем побыстрее. Но нет – Рома по рации сообщает, что «по таким колдобинам он ехать быстрее 90 км/час не может, а лучше бы 80». Мы с Серегой шумно возмущаемся и в результате движемся с компромиссной скоростью 95-100 км/час.
В половине пятого проезжаем поворот на Кемь. Сразу после него, слева, АЗС тщательно маскирующаяся под старый фирменный стиль ТНК. На самом деле она «ТКК», но заправляться нужно на ней – дальше бензина не будет долго. Там же кафешка, в которой мы обедаем, выстаивая длиннющую очередь за финскими туристами. Еда посредственная, но выбирать не из чего. Пока заправлялись – познакомились с мотоциклистами из Польши. Побратались и пожелали друг другу «Удачи!»
Встреча с поляками на АЗС у поворота на Кемь.
После обеда я решил расслабиться и отдохнуть на пассажирском сидении. Не тут-то было! Серега решил, что пришло самое время запастись дровами, т.к. на Рыбачим с ними плохо. Была организованна валка сушин с помощью цепной ручной пилы и увязка их на автомобили. На Ромину машину их привязали плохо и потому одна из дровин, километров через десять сползла на крышу и оставила там отметину. Рома рассердился и сбросил весь стратегический запас со своей крыши.
Осваиваем профессию лесоруба.
Этим дровам не долго кататься, скоро Рома их сбросит :)
Едем, едем, едем… Несколько раз встречаемся с польскими байкерами, обгоняя друг друга. Трафик не большой, фур мало, но я свято чту ПДД и на обгон выхожу строго там, где разрешено. В отличие от большинства местных драйверов. Часа через три попадаем на кусок идеальной дороги. Через несколько километров видим ментов в кустах – нашли место, где можно половить на скорость. Еще через пару километров видим причину хорошего асфальта – Полярный круг пересекаем. Естественно, не удержались от стандартной фоты – «Покорители заполярья» :)
«Покорители Заполярья!»
Пока фоткаемся – приезжают наши знакомые байкеры-поляки. Выясняем кто, куда, откуда и зачем. Планов и у них толком нет. Просто катятся «куда-нибудь на север». Девчонки залезают на байки, а Сереге дарят клубную наклейку - он, с гордостью, ее тут же цепляет на Сузуку :)
Диффчонки на моциках.
Уще одна наклейка на борт Сузуки.
Едем дальше. К 11 вечера проезжаем Хибины. На отрогах хорошо виден снег. Ночи уже нет, освещенность, как в пасмурный осенний день. Фотоаппарат (на автомате) вспышку не включает. Ближе к Мончегорску дорога улучшается, и я стараюсь поднажать. Идем 110-120 км/час. Для наших машин – это близко к пределу возможности. И вот, наконец, в 0.45 следующего дня мы делаем еще одну стандартную фотографию:
Въезжаем в Мурманск, чтобы заправить машины и канистры – больше АЗС у нас по дороге не будет. Серега впал в состояние «гаки»* и наотрез отказывается заправляться на любых АЗС, кроме «Statoil», бредя воспоминаниями о чудесных хот-догах, которые там продаются. Наконец мы ее находим и становимся жертвами адского мурманского маркетинга: два здоровенных хот-дога за 190 рублей на каждого!
___________________
* Гаки – голодный демон ада.
М-м-м-м-м….
Заправив канистры, выясняем, что обе Ромины текут. Пока некоторые пытаются создать прокладки из туристических (пенистых!) ковриков :), я иду клянчить старые резиновые перчатки, забытые уборщицей в кафешке АЗС. Девушка-менеджер несколько удивлена столь странной просьбой в половине второго ночи, но просьбу удовлетворяет. Проблема решена, и мы уходим на последний рывок до места ночевки – 90 километров до Старой Титовки по шоссе Мурманск – Печенга (А-138).
Прямо перед поселком, стоит КПП на котором раньше проверяли пропуска в погранзону, а теперь нужно просто показать паспорт гражданина РФ. Переезжаем мост через реку Титовку, сворачиваем направо – эта дорога станет для нас основной на ближайшие несколько дней. Еще поворот направо, триста метров по грунтовке и мы прибыли на место ночевки – «Мельничный каскад». Это цепочка из трех водопадов и уютная полянка для палаток рядом. Первым делом – отметили успешное прибытие.
«Мельничный каскад» на реке Титовке.
Если вы думаете, что на этом второй день кончился, то вы ошибаетесь. В 4 часа утра, мы с Серегой пошли купаться, чтобы снять напряжение этого длинного дня. Ну, а потом еще чуть-чуть посидели с Ромой за баночкой пива, ведя неспешный разговор. Отбой «проиграли» в пять утра. Это была наша первая ночь на Кольском.
Наш маршрут по полуостровам Средний и Рыбачий.
День ТРЕТИЙ
Встали мы раненько…. Около часу дня. Приготовили плотный завтрак и употребили его под водочку. Кстати, первый раз я использовал недавно подаренную газовую портативную плитку. Девайс отработал выше всяких похвал, и готовка в походных условиях упростилась до невозможности.
«Кухня» и замечательная плитка.
Серега в предвкушении.
Пока готовилась еда, мы осмотрели водопад. Около первой ступени стоят развалины некого здания, больше всего похожего на мельницу. Видны даже остатки приводного колеса. Да и сам каскад называется «Мельничным». Только что тут молоть? Зерно то явно тут не растет…. Вспомнил я, что несколько лет назад видел нечто похожее в Псковской области и там это были развалины гидроэлектростанции. В пользу этой теории говорили надписи на фундаменте строения. На первой, плохоразличимой – «Здесь работал Захаров А.А. 6/9-48». А на второй – красноармейская звезда с серпом и молотом (почему-то вверх ногами) и две фамилии «Восенда (?), Захаров 6/9-48 г.» Т.е. здание строилось после войны, явно военными. А им электричество было нужнее муки. Потом, эту догадку подтвердил местный абориген, но о нем – позже.
Остатки строения на берегу.
Надпись на фундаменте
Остатки начинки электростанции.
График у нас сбился основательно – нет разницы между днем и ночью. Потому, когда мы собрали лагерь и тронулись в путь, было ощущение, что сейчас часов 11 утра. На самом деле было уже пять часов вечера. По дороге часто останавливались, чтобы посмотреть то один красивый вид, то другой.
Первой точкой на нашем маршруте был намечен заброшенный поселок Новая Титовка. Военные ушли оттуда, и последнее время там обитали только браконьеры и охотники за металлом. Но при подъезде к мосту через Титовку нас ждало сильное разочарование – мост был сожжен. На другом берегу виднелся новенький УАЗ. Нам только оставалось гадать, кто и зачем это сделал. Позже, нам рассказали, что за неделю до нас приехали «погранцы» и, облив мост бензином, запалили его. На том берегу остались люди и несколько машин. Другой дороги нет (или почти нет) и как будут оттуда доставать автомобили не ясно. Видимо, делалось это в качестве радикальной меры по борьбе с браконьерством краба. Вот только вряд ли погранцами, скорее это были люди из другой структуры…
Сгоревший мост на дороге в Новую Титовку.
В Конце моста виден брошенный УАЗик.
Развернулись и поехали в сторону основной нашей цели – полуострова Рыбачий. Вокруг марсианские виды, снежные «озера», скалы и вода…
Переваливаем через хребет Муста-Тунтури, место ожесточенных боев ВОВ. Здесь находится единственный (!) участок фронта, на котором наши войска закрепились в первые дни войны и держали оборону три с лишним года. Подробно мы будем все тут осматривать послезавтра, а пока вперед, вперед!
Переехав узкий перешеек между полуостровом Средний и Рыбачий, мы попадаем в поселок Большое Озерко. Когда-то, это был крупный населенный пункт со школой, госпиталем, музеем, магазинами и всеми прочими атрибутами жизни. Сейчас – все в прошлом. Пустыми глазницами смотрят на нас заброшенные пятиэтажки. Но жизнь еще теплится в поселке – тут находится масса техники нефтяников и геологов на консервации, живут охотники за металлом. Стоило нам остановиться на окраине поселка, как тут же подошел молодой парень в форме какого-то охранного предприятия и начал интересоваться: кто мы и откуда? Видимо, среди туристов немало желающих полазить по стоящим на приколе вездеходам и отвинтить что-нибудь полезное.
После Озерка дорога, в нашем понимании, заканчивается. Дальше только направления. Где-то колея чуть лучше, где-то чуть хуже. А если тебя что-то не устраивает – прокладывай свою колею, если возможности техники позволяют.
Дорогу пересекает масса ручейков и речушек. Большинство из них легко проезжаются вброд. Но кое-где построены мостики, на вид – очень стремные. Сначала мы осторожничаем – каждый мостик и каждую лужу внимательно осматриваем и пробуем ногами. На это уходит масса времени, и движемся мы черепашьим шагом. Но постепенно смелеем и вылезаем из машины, только если впереди нетривиальное препятствие. В одном месте нам на встречу выезжает жутчайшего вида Урал с шаландой, полной порезанного ржавого металла. Без номеров, чадит, но уверенно тащит свой немалый груз. Забавно, что для таких монстров, около каждого мостика есть брод.
Один из мостиков на п-ве Рыбачий
Дорога выходит на самый берег моря. Нам повезло – мы попали в отлив, и ехать по песочку легко. На ближайшей сопке видим дот. Останавливаемся и лезем осматривать. Строим предположения – кто же его построил? Позже выяснили – строили финны. Дело в том, что примерно треть Рыбачьего и Среднего, после революции, была отдана, вместе с другими землями в районе Печенги, Финляндии. Взамен финны отодвинули границу на 20 километров от Питера. В 30-хх годах отношения между Финляндией и СССР стали стремительно ухудшаться и финны построили массу береговых оборонных сооружений. Впрочем, им это не помогло, и с 1940 года эта земля вновь стала нашей. Поражают воображения траншеи, выдолбленные в скалистом грунте и тянущиеся на сотни метров.
Сами доты – однотипные. И посмотрев парочку, мы перестали на них бурно реагировать :)
Дорога по прибрежной полосе. В прилив тут проехать сложно.
Финский дот постройки 30-хх годов прошлого века.
Траншеи и окопы у другого финского дота.
Да! Забыл рассказать самое главное – сегодня у Ромы День Рождения! И мы просто обязаны выпить за его здоровье на берегу Северо-Ледовитого океана. Время неуклонно идет к полуночи, хотя на небе это никак не сказывается. Все те же свинцовые тучи и временами идет мелкий дождик. На самую северную точку – мыс Немецкий, мы поедем завтра, а лагерь решаем разбить на соседнем мысе – Кекурском. Между ними бухта – Вайда-губа.
Мыс Кекурский.
Мыс Кекурский очень скалист. Камень черного цвета и очень необычной структуры – пласты идут не горизонтально, а строго вертикально. В таком месте мы и разбиваем лагерь, прямо у подножья скал. Быстренько раскидываем палатки, ставим готовиться еду на плитку и поздравляем Рому: «Расти большой, дорогой!» :)
Рома с подарками
Что должен сделать каждый уважающий себя «настоящий» мужик, очутившись на берегу Северо-Ледовитого океана? Правильно! Искупаться в нем! Вообще-то, погода не очень благоприятствовала этому мероприятию: температура воздуха градусов 5, воды – думаю, что примерно так же. Плюс к тому сильный ветер, мелкий дождик и время – час ночи, завершают картину. Естественно, мы не смогли отказать себе в таком удовольствии, и, захватив с собой бутылку согревающего и полотенца, пошли «к входу в воду». Беда в том, что песчаные пляжи не очень распространены в этой части света. Вход в воду представляет собой спрыгивание со скалы, покрытой мокрыми и скользкими водорослями, минимум на метр вниз, а самое главное в купании – вовремя выпрыгнуть наверх. Более того, прыгнуть со скалы просто в море – выглядело чистым самоубийством, т.к. волны шлепаются о скалы с большой силой. Поэтому мы нашли небольшую расщелину, куда заливалась вода и СДЕЛАЛИ ЭТО. Описывать не буду – это нужно попробовать. Скажу только, что хоть это и было не совсем открытое море, но в набегающей волне устоять на ногах не реально.
Я пытаюсь забраться в воду.
Искупались, пора согреться!
После купания, бутылка водки на четверых кончилась почти мгновенно. На обратном пути к лагерю насобирали плавника, разожгли костерок и отужинали макаронами с тушенкой с превеликим удовольствием. Это была наша вторая ночь на Кольском.
День ЧЕТВЕРТЫЙ.
Серега – он такой. Сказал, что побудка будет в одиннадцать, значит, ровно в одиннадцать он начинает шебуршиться в палатке и будит меня. Встали, поели и часа два каждый занимался тем, что ему больше по душе. Рома с Серегой лазили по машинам, проводя большие и малые ремонтные работы. А остальные расползлись по ближайшим окрестностям на осмотр красот.
Вид на лагерь со скалы.
На вершине скалы стоит крест.
Автотехцентр «На Кекурском» :)
Кофеек…
Первым пунктом нашей экскурсионной программы в этот день был поселок Скорбеевка. Поселок этот возник в середине прошлого века и в нем дислоцировался 501 береговой ракетный полк. Броня была крепка, а танки наши - быстры и на вооружении стояли комплексы береговой обороны «Редут» http://www.warships.ru/Russia/Weapons/PKR/P-35/index2.html Но, как и везде в этих краях, все в прошлом. От вооружения остались только огромные коробки гаражей. А сам поселок больше всего напоминает «зону» из «Пикника» Братьев Стругацких.
Вид на поселок при подъезде.
Вид из окна «пятиэтажки».
Этот дом был построен в 1988 году. А в 1995 люди покинули эти места.
Женщина, живущая рядом с маяком на мысе Немецкий, с которой мы познакомились чуть позже, до сих пор вспоминает военторг в Скорбеевке с огромным пиететом. «Там все, все товары были только из Норвегии и Финляндии!». Да и квартиры, в самом свежем 4-х этажном доме, очень неплохой планировки. Кое-где сохранились остатки «ремонта» - стены оклеены модными в то время обоями «под кирпич». И хоть поселок стоит «у черта на куличиках», на краю света, но чествуется, что быт был налажен на должном уровне. Спортзал, столовая с сохранившимися осколками мраморной (!) стойки, котельная, магазин… Пока еще возможно опознать в развалинах их бывшее назначение. Но пройдет еще лет 10 – 15 и природа окончательно возьмет вверх над твореньем рук человеческих…
Бывший спортзал. «Привет участникам соревнований!»
Место для курения.
Этот плакат когда-то висел в столовой.
Чтобы избавиться от гнетущего впечатления «мертвого города», мы поехали смотреть небольшой каньон с водопадиком на реке Скорбеевская. Очень живописное место, жалко, что мы в нем были в пасмурную погоду.
На обратном пути мы вспомнили, что в Скорбеевке есть геокешерский тайник, описание которого было у Сереги на планшетнике. Не удержались и заехали в поселок еще раз. Тайника не нашли, зато Серега свинтил с какого-то прибора табличку со страшной надписью «Ток магнетрона». Рядом еще была табличка «ток кристалла» - прям как в фентезийных мультиках: «Дарую тебе ток магнетрона, корону силы и меч доблести!» :)
Серега – мародер :)
Едем обратно, в сторону нашей стоянки и дальше – к маяку на мысе Немецкий, самой северной точке нашего путешествия и самой северной точке материковой части европейской России. Раз уж по дороге – завернули с Серегой на стоянку и подобрали треногу для котелка, которую забыли на костровище. Погода решила нас окончательно уверить, что мы забрались далеко на север – идет дождь и холодно. Ползком преодолеваем несколько громадных луж и выезжаем к маяку.
Подъезжаем к мысу Немецкий.
Рядом с маяком поселок из нескольких домиков. Еще чуть дальше – стоят военные. Видны белые шары антенн, РЛСки и прочая военная техника. Вообще, это единственное место на Рыбачьем, где чувствуется, что тут живут люди – везде валяются свежие остатки машин и механизмов, куча каких-то построек, сараев и сараюшек.
Для начала мы фоткаемся все командой на самом мысу:
Но Сереге кажется, что такое «протокольное» фото – это как-то грустно. Выпиваем коньячку за достижение цели. Становится теплее. На следующем кадре Серега орет: «Падаем на землю!» Становится веселее :)
Рождается идея пойти к аборигенам и попросится на маяк. Я пошел пешком по короткой дороге, а ребята поехали в объезд на авто. Первое, что я увидел, подойдя к домикам – огромная собачья ряха за окном тамбура. Собака Баскервилей нервно курит в стороне. Подумав, я пошел стучаться в другую дверку. На стук вышла женщина лет 50 на вид. Я изложил свою просьбу, но оказалось «что муж уехал в город, а ключи у него и на маяк никак войти нельзя». Видимо, это была стандартная отмазка от туристов, т.к. не очень верится, что от маяка есть только один комплект ключей. Да и рядом с домиком стоял новенький УАЗ Патриот, а в доме мелькала мужская фигура. Ну, нет, так нет. Подошел Серега и вместе мы разговорили тетку. Она рассказала, что приехали они сюда с мужем 30 лет назад – за 5 лет службы здесь им обещали квартиру. Тогда тут была жизнь, снабжение и т.п. Сейчас нет ничего и ничего не обещают. Сами они числятся гражданскими вольнонаемными сотрудниками у военных. Потому получают паек и зарплату «от 16 до 22 тыщ рублей». Всего тут живет пять семей и все заняты на обслуживании маяка. Сам маяк, несколько лет назад, отремонтировали норвежцы, т.к. «им было стыдно, что такая развалина смотрит на их территорию». Все продукты, кроме пайка, приходится возить из Печенги. Жизнь, конечно, тяжелая, но….. Вообщем, двоякое чувство у меня осталось после этого разговора. С одной стороны, жить в такой глуши – не сахар. А с другой - новенькая машина, спутниковая тарелка на доме и самое главное: как-то не верится мне, что если человеку нужны деньги, то он не попытается содрать их с «полоумных москвичей» за экскурсию на маяк.
Маяк на мысу Немецкий.
На этом наша программа на Рыбачьем была закончена и мы двинулись обратно к Большому Озерко и следующей части нашего приключения – объезду полуострова Средний по западному побережью. Серега, так обрадовался появившейся связи (ловит Мегафон, а вместо Билайна мой айфон поймал норвегов), что немедля решил вылезти в интернет, а для этого пришлось пустить меня за руль. Я не большой фанат езды по бездорожью, вот гнать по трассе – это другое дело. Но после коньячка, да по таким красивым местам, ехать было по-кайфу! Едем прямо вдоль берега. То тут, то там видны финские доты и линии окопов. Чуть-чуть поплутав, теряем дорогу и решаем ехать до основной «трассы» напрямую. Навстречу попадается военный Урал – тоже едет «по направлению». Оказалось, что ехать по мху намного удобнее, чем по разбитым колеям.
Выезжаем на дорогу, по которой ехали вчера черепашьим шагом. Теперь, чувствуя себя «опытными» путешественниками, все препятствия проходим ходом. В какой-то момент Рома застревает в грязюке, но мы его легко выдергиваем тросом.
Не останавливаясь, проходим Большое Озерко, минуем узкий перешеек и сворачиваем на дорогу, идущую по западному берегу Среднего. Ландшафт резко изменился – окрестности менее скалистые, появилась трава и низенькие деревца. Ручейков стало больше и иногда они текут прямо по дороге. Видим впереди какие-то домишки – это станция Земляное. Проходим мимо и через километр выезжаем к реке Выкат. Да…. Такого препятствия у нас еще не было. Выбор небольшой: либо ехать по очень стремному на вид мосту, либо вброд, но метров 200 – река в этом месте делает изгиб и широко разливается. Интересно, что мост сделан из поперечных бревен, на которых лежат доски в размер колеи автомобиля. А так как колея у всех разная, то доски под правыми колесами можно сдвигать вместе с бревнами. Сереге мост не понравился, и мы посылаем Илью, облаченного в болотные сапоги, промерять реку. Промер показывает, что глубина приличная, но вроде как пройти можно.
Аборигены явно ездят по этому мосту. Мы не решились.
Брод через реку Выкат
Серега прошел брод чуть быстрее, чем нужно и после выезда на берег его Сузука дымит, как паровоз :)
Брод успешно пройден, и мы подъезжаем к месту ночевки – легендарным «Двум братьям». Это две огромные скалы выветривания, стоящие значительно ближе к океану, чем основной горный массив. «Два брата» - самая известная и наиболее растиражированная достопримечательность здешних мест.
"Два Брата".
Долго выбирали место для лагеря. Сначала поехали на берег океана, и Серега закопался в мелкой гальке. Но, мастерство не пропьешь, и он выбрался из западни без посторонней помощи. Вернулись к «Двум братьям» и встали прямо между ними. Вроде даже стали палатки раскидывать….. Но, через минут пять, все дружно снялись и, не сговариваясь, перетащили лагерь метров на 100 в сторону. Тяжело словами объяснить, но я остро почувствовал, что спать между этими двумя глыбами не стоит.
По традиции решили перед ужином сходить искупаться. Правее стоянки, виднелись плоские скалы белого цвета, уходящие в моря. Пошли к ним. Оказалось, что тут купаться ничуть не легче, чем на вчерашней стоянке. Огромные белые каменюки «облизаны» океаном до неимоверной гладкости, а смоченные водой они стали скользкими, как лед. Да и океан, издалека выглядящий спокойным, вблизи пугал своей мощью. Тем не менее, мы залезли в воду и искупались в «компоте» из воды и водорослей, которые океан размешивает в этом месте, как в гигантской мясорубке. Хорошо, что на берегу было несколько естественных «ванн» и в них мы смогли отмыть водоросли с тел.
Согревшись коньячком, пошли обратно, разглядывая предметы, выброшенные океаном на берег. Почему-то, преобладают предметы гигиены: зубные щетки, паста, флаконы из-под шампуня и крема. Но в креативности, океану тоже отказать нельзя. Да и рекламщику, придумавшему слоган этой компании, нельзя отказать в проницательности – в этих местах становится понятно, о чем идет речь. «Есть вещи, которые нельзя купить. Для всего остального есть …..»
На самом деле - это буйки от рыбацких сетей.
День ПЯТЫЙ
Выползаем из палаток и …. СОЛНЦЕ! Мы уже стали забывать, как оно выглядит. Таким образом, у нас получился волшебный завтрак с видом на океан, блистающий под яркими солнечными лучами всеми оттенками синего. Собирались неспешно, и каждый занялся своими делами: Серега с Ильей тренировались в кидании спиннинга, Рома залез под капот Сузуки, а мы с Машей пошли фоткать белые скалы.
Рядом с лодкой – приспособления для ловли крабов.
Наконец выезжаем, хотя расстаться с этим местом очень тяжело. Дорога идет вверх, на очередную ступень каменной террасы. А вот и первое, на сегодня, препятствие – огромная лужа на всю ширь дороги, а по краям – высокий «бордюр» поросший кустарником. Примерившись, Серега проходит лужу справа. У Ромы шноркеля нет, и потому он идет левой стороной, максимально удалив от воды воздухозаборник в левом крыле. В какой-то момент начинает буксовать и вязнет посреди лужи. Пока все бегают и суетятся, а Серега вопит, что нужно его скорее вытаскивать, из-за поворота появляется нечто гусенично-монстрообразное с тремя аборигенами на борту. У старшего в руках автомат. Подъехав поближе, он благодушно интересуется – справимся ли мы сами или нас дернуть? Вежливо благодарим и отказываемся: после рывков такой махиной можно и вовсе остаться без машины. Монстр взрыкивает и как бегемот переползает лужу, поднимая волну. Пока все это происходило, Ромина машина уже сильно залилась водой, а Рома успел ее заглушить. Илья залез в болотники и пошел цеплять трос, я за рулем, Серега – руководит, девчонки все снимают на вото-видео – прям «команда спасателей Малибу» :)
Роковая лужа
Чип и Дейл пришли на помощь!
Следующей нашей точкой является место, которое в сети называют «батарея капитана Поночевного». На самом деле, батарея Поночевного - это легендарная 221 береговая батарея, геройски воевавшая во время Великой Отечественной Войны. От нее практически ничего не осталось. Рядом, уже после Войны, выстроили комплекс береговой обороны, состоящий из 4-х орудийных блоков и командно-наблюдательного пункта. Вот туда-то мы и приехали. Помимо замечательной сохранности всех подземных строений, комплекс замечателен тем, что в нем полностью сохранились огромные пушки береговой артиллерии. Все железяки густо смазаны солидолом и при большом желании, этот объект можно расконсервировать и ввести в строй.
Все в густом слое солидола.
Когда лазаешь по всем этим катакомбам, сразу вспоминается Крепость из «Обитаемого Острова» Братьев Стругацких. Тот же бетон, тоже смертоносное железо и тоже ощущение абсолютной ненужности этого всего… Подземные коридоры частично залиты водой, кое-где лежат снежные сугробы, валяются разбитые ящики со всякими ЗИПами и прочей военной атрибутикой.
Ээээ…. Спальня.
Справа и слева – стеллажи для снарядов.
Забавно, что элеваторы подачи боеприпасов полностью работоспособны. Что мы и проверили, отравив наверх бутылку с «Аква Минерале». Боец Ленка ее там приняла, произвела выстрел, (тьфу!) т.е. глоток и отправила «снаряд» нам обратно.
«Снаряд вставлен в элеватор»
Раньше, у этой штуки был электропривод.
Получаем «снаряд» обратно
В камере, где стоит элеватор, мы обнаружили промежуточный геокешерский тайник, который указал нам путь к основному тайнику, находящемуся в командном пункте на берегу океана. Едем к нему километра два. Проходим по таким же катакомбам, всюду остатки приборов и механизмов. В одной из комнат стоит огромный наклонный стол для работы с картами.
Наконец, очередной коридор приводит нас к лестнице ведущей наверх, и по ней мы попадаем в наблюдательный пункт. Это цилиндр из брони, поднимающийся из земли на метр. Два узеньких окошка закрыты толстенными бронебойными стеклами. Видно, что по одному из окошек палили из автомата – безуспешно. За крышкой люка обнаруживаем тайник, открываем контейнер и оставляем запись о своем посещении этого места.
Вид на океан через смотровую щель.
Тайник внутри командно-наблюдательного пункта.
Рома с Машей решают, что им не хочется пробираться обратно по катакомбам и вылезают сквозь узкую дыру в потолке бункера. Мы же отправляемся в обратный путь, разглядывая это мрачное место.
Время перекусить, но девчонки наотрез отказываются кушать в «этом гиблом месте». Едем дальше, дорога идет по самому краю скалистой террасы, открывая красивейшие виды на океан. В одном месте Серега неудачно штурмует нагромождение камней на дороге и садится брюхом на обочину дороги. Я вылезаю посмотреть и вижу здоровенную каменюку между редуктором заднего моста и поперечной балкой в середине рамы. Предлагаю поддомкратить, и вынуть камень, но Серега, поерзав, выезжает сам. Ну, раз уж остановились, устраиваем перекус и обсуждаем дальнейшие планы.
Совет «в Филях».
А в планах у нас уйти на старую немецкую дорогу, ведущую от конца полуострова Средний к Печенге. Она была построена немцами во время блокады Рыбачьего и Среднего в 1941-1944 годах и использовалась ими для подвоза боеприпасов и продовольствия. В ее пригодности для передвижения у нас не было уверенности, но очень хотелось это проверить. Поэтому Серега настаивал уезжать со Среднего и искать стоянку где-нибудь в начале этой дороги, чтобы завтра утром осмотреть места боев на хребте Муста–Тунтури. Ребята же хотели еще ночь провести на берегу океана. Мне было пофиг и так ни о чем, не договорившись, мы двинулись дальше.
Едем, едем, и вдруг Серега говорит – где-то тут должен быть музей! Сказать, что я удивился – это ничего не сказать. Мы людей-то за прошедшие три дня видели два раза. Какой уж тут музей?! И вдруг, поворот направо, съезжаем, и видим необычный поселок – десяток бочкообразных домиков. Знакомимся со старичком – Юрий Александрович, бывший геолог, а теперь организатор и хранитель «Музея обороны полуостровов Средний и Рыбачий 1941-1944». Он проводит нам экскурсию по музею – маленькая комнатка в дощатом домике. На стенах стенды с фотографиями и списки погибших в этих краях. На полу лежат экспонаты: советское и немецкое вооружения, элементы снаряжения, осколки мин и т.п.
Бывший поселок геологов. А теперь в поселке есть музей.
Жетон горного егеря, навсегда оставшегося в этих краях.
Т.к. время уже позднее, договариваемся с Юрием Александровичем на завтрашнее утро – он поведет нас на передний край обороны. А сейчас он советует нам место для стоянки. Там и встаем, в устье маленькой речушки, впадающей в океан. На берегу жуткий ветер и ужинать приходится в «кухне». Под конец замерзаем на столько, что всей толпой залезаем в Ромкину машину – греться.
День ШЕСТОЙ.
С утра на небе ни облачка, но ветер по-прежнему - бодрит. Идем купаться: сначала окунаемся в океан, а потом идем мыться в речушку. Вода в ней теплее градусов на пять и мыло пресной водой смывается намного лучше.
Наш лагерь в устье реки.
Весь берег океана усыпан панцирями крабов. К сожалению, живых ни увидеть, ни попробовать, не удалось.
Крабик.
Пока готовится завтрак, ребята проводят осмотр Сузук. Рома проверяет уровень «Декстрона» в АКПП и …. Оппа! Вместо темно-красной, полупрозрачной жидкости, в коробке розовато-белесая непрозрачная жижа. Вода попала в масло! Те, кто в теме – меня поймут. Ситуация крайне неприятная. Ближайший сервис и масло для АКПП – в Мурманске. Да и как тут его поменяешь в АКПП? А с водой в коробке машина если и поедет, то очень не далеко и не долго. Да и коробку при этом можно убить. Вода попала в коробку видимо в тот момент, когда Рома застрял в большой луже этим утром и выключил двигатель. В коробке создалось разряжение и через какие-то сальники воду засосало внутрь. А последующая езда превратила эту смесь в эмульсию.
Еще по дороге на Кольский, Серега травил байки о всяких внедорожных покатушках и рассказал мне, что как-то читал о выпаривании воды из масла на костре. Дело в том, что при температуре более 100 градусов эмульсия из воды и масла начинает кипеть. Вода со временем выкипает, а масло остается – для него такая температура не страшна. Тогда я это выслушал и хмыкнул – типа «чего только в жизни не бывает!» Никак не думал, что нам это придется попробовать на практике всего через несколько дней.
Серега провел опыт, вскипятив немного жижи в консервной банке – результат оказался удовлетворительным. Масло потемнело, и появился некий намек на прозрачность. Т.к. другого выхода не было, то решено было кипятить.
Сливаем жижу из АКПП
Ставим на огонь.
Готовый продукт …
… охлаждается в ручейке.
Схема действий была следующая: от коробки отсоединялся один из патрубков, включался двигатель, и в котелок сливалось около двух литров жижи. Далее она ставилась на плитку, кипятилась, охлаждалась в ручейке и заливалась обратно. После чего операция повторялась. Слабым местом этого варианта является то, что реального результат можно достичь, только повторив эти операции много раз. Т.к. очищенное масло смешивается с тем, что осталось в коробке и количество воды в масле снижается очень медленно. Когда в условиях сервиса меняют масло похожим образом, то используют двойное количество от того объема, что находится в коробке. При этом, используя, естественно, новое масло, а не переработанный продукт, как у нас. Серега с Ромой успели поменять только «один объем».
Видя, что эта операция затянется надолго, я, Илья и девчонки, взяли Серегину машину и поехали на обещанную экскурсию по Муста-Тунтури. Юрий Александрович был готов, и мы полезли вверх, к переднему краю обороны. Опишу в «двух словах» что тут происходило. После того, как СССР забрал у Финляндии полуострова Средний и Рыбачий полностью, начался процесс укрепления оборонительных позиций. Но советские военачальники были уверенны, что нападение может произойти только с моря и потому, все вооружение было сосредоточенно на побережье. Но немецкие войска, в основном это были знаменитые части «горных егерей», т.е. автрийцы, в самом начале войны, совершили бросок по суше, с территории Финляндии и дошли как раз до этих мест, где их встретили бойцы 100-го погранотряда. Эти героические люди смогли задержать дальнейшее продвижение фашистов на этом участке фронта, что дало возможность советским войскам перегруппироваться и перебросить часть вооружения к месту боев. Основная линия фронта отодвинулась на восток, к Мурманску. Полуострова Средний и Рыбачий оказались в блокаде, а на хребте Муста-Тунтури линия фронта остановилась и оставалась неизменной три с лишним года! Все снабжение наших войск велось только морем. Так же, морем, подвозилось подкрепление, и увозились тяжело раненные.
На северном склоне хребта, по которому проходило так называемое «боевое охранение», располагались наши позиции, а на южной – фашистов. Расстояние между ними в самых узких местах не превышало 70 метров! Т.е. огневой контакт в этом месте был непрерывный.
Самое узкое место боевого охранения.
В это легко поверить – прошло 65 лет, а скалы, до сих пор нашпигованы железом. Осколки мин, пули, гильзы, покрывают землю сплошным ковром. Большое количество неразорвавшихся боеприпасов, т.ч. брать, что попало в руки, а уж тем более пинать ногами, не рекомендуется.
Количество погибших советских солдат на этом коротеньком участке фронта приблизительно оценивается в 13 000 человек. С немецкой стороны – значительно меньше. И этому есть очень простое объяснение: все наши укрытия, доты и блиндажи представляют собой конструкции из камней, бревен и досок. Так же, использовались двойные бронекапсулы. Все боеприпасы, оружие и прочее, приходилось поднимать «на себе», по склону хребта, частично простреливаемого немцами.
Советский блиндаж.
Бронекапсула. В верхнем левом углу лобового щита, хорошо виден след от немецкой мины.
Укрепления со стороны немецких позиций просто поражают. Это добротные массивные сооружения, построенные внутри скал и укрепленные бетоном. Они строили даже проходы под скалами (!), чтобы не добираться до передовых позиций по открытой местности. Вся передовая была опутана заграждениями из колючей проволоки, а по периметру стояла линия стационарных огнеметов – страшного оружия, выжигающего все на 70 метров вперед. До сих пор на скалах видны «ожоги» от языков пламени.
Укрепления горных егерей.
Многоуровневые заграждения из колючей проволоки.
На передовые позиции, немцы проходили по подземным переходам, выдолбленным в скалах.
Огнемет. Рядом лежат бетонные кольца, в которые он вставлялся.
Три часа мы ходили по позициям боевого охранения. И в каждом метре этой земли, до сих пор чувствуется та жестокость и непримиримость, что полностью владели этими краями 65 лет назад. Вечная слава героям!
Интересно, что на том же хребте расположен пункт триангуляции – железяка, вделанная в скалу и указывающая на место привязки для составления впоследствии единой системы координат (http://www.spbtgik.ru/book/2352.htm ). Данная точка была рассчитана и промаркирована в 1929 году.
Точка триангуляции
Вернулись к ребятам в лагерь, перекусили, собрались и двинулись в сторону старой немецкой дороги. По пути еще раз завернули к Юрию Александровичу и сгрузили большую часть продовольствия, которого у нас было в избытке. Низкий поклон Вам, Юрий Александрович, за вашу работу!
Юрий Александрович
Перед самым выездом на «основную» дорогу, ведущую к цивилизации, наткнулись на еще одну огромную лужу. С противоположной стороны ее стояла Тойота Хайлендер с мурманскими номерами и два мужика чесали репу, поглядывая на лужу. Практически не останавливаясь, мы переправились на противоположный берег, чем вызвали немалое удивление у мурманцев.
Выехав на «основную» дорогу, мы с Серегой немного оторвались от ребят и когда увидели поворот на старую немецкую дорогу, просто передали по рации, что «мы поворачиваем направо, не пропустите поворот». Ребята ответили, что сейчас нас догонят. Мы повернули направо и, проехав метров 50, остановились около небольшого бродика. Серега полез в интернет, а я пошел фоткать близлежащий водопадик.
Красота необыкновенная и прошло, наверное, минут двадцать, прежде чем я посмотрел вновь на машину. И сразу понял, что произошло что-то неладное – Серега бегал от машины к дороге, с мобильником в руках и жестикулировал. Я поторопился спуститься вниз, и выяснилось вот что: ребята, естественно, пропустили поворот и умчались вперед, в сторону трассы Мурманск – Печенга. Минут через десять после разговора по рации, Серега забеспокоился и стал их вновь вызывать. В ответ – тишина. Тогда он стал пытаться дозваниваться по мобильному и наконец, ему удалось остановить их стремительное движение к цивилизации. Сейчас ребята развернулись и едут к нам, а потому Серега вернется опять в интернет, а я должен пойти на дорогу их встречать. Нет проблем – пошел встречать. Проторчав на повороте минут десять и успев построить пирамидку на память, я понял, что что-то опять не так. Тут и Серега встрепенулся – ребята позвонили и сказали, что машина сдохла: не едет.
Моя пирамидка.
Поехали к ним. Похоже, что из-за езды с большой скоростью (дорога-то стала лучше!) по горкам, жижа в АКПП перегрелась, вода вскипела внутри коробки и машина встала. Пока мы стояли на дороге, каждый, кто ехал мимо, обязательно останавливался и спрашивал - что случилось, чем помочь? Помочь нам никто ничем не мог, а поговорить со всеми было очень приятно. Особенно порадовали двое ребят из Питера. Один ехал на кроссовом мотоцикле, а второй – на праворульной Хонде CR-V 98 года (!!!). У меня была когда-то точно такая же машина и я отлично представляю ее «внедорожные» возможности. Потому я был просто в шоке, когда они сказали, что таким тандемом прошли практически по нашему маршруту на Рыбачьем. Только один раз им пришлось воспользоваться помощью военных, когда Хонда застряла в луже, и они вдвоем не смогли ее вытащить. Снимаю шляпу!
После осмотра Роминой машины стало понятно, что о продолжении маршрута к Печенге по старой немецкой дороге нужно забыть. И тогда мы решили встать на стоянку прямо здесь, благо подходящее местечко нашлось в 100 метрах и рвануть, посмотреть все же эту дорогу одной машиной. Так и сделали: быстренько разбили лагерь, выкинули из нашей машины все шмотки, переставили в нее задний диван из Роминой машины. Лену с Ильей оставили «сторожить» лагерь и поехали исследовать. Надо заметить, что Илья своими обязанностями пренебрег и, схватив рацию для связи с Леной, убежал ловить рыбу :)
Как только поворачиваешь с «основной» трассы на эту дорогу, понимаешь, что в дорожной сфере с середины прошлого века ничего не изменилось. Немцы умели строить хорошие дороги «тогда» и умеют их строить «сейчас», а мы, как не умели, так и не научились. Изумление достигает предела в тот момент, когда понимаешь, что эту ровную и прекрасную дорогу никто не чинил вот уже 65 лет! Более того, используют ее достаточно интенсивно, в основном для тяжелой внедорожной техники, в том числе и гусеничной. Если бы не сгнившие мосты, то эта дорога вполне годилась бы для легкового транспорта.
Слева, на скале, пулеметное гнездо.
Сама дорога имеет форму буквы «У». Нижний «хвост» приходит в Печенгу, правый – к «основной» трассе на полуостровах, через него мы и заезжали. А левый «хвост» ведет к передовым позициям немецких войск на Муста-Тунтури. Первым делом мы поехали исследовать этот участок. Количество всевозможных укреплений, дотов, пулеметных гнезд и прочих военных сооружений, в этих местах, не поддается никакому подсчету. Где-то за километр до позиций дорога заканчивается, и последний кусочек нужно пройти пешком. Т.к. эти позиции – первая линия обороны, а не «боевое охранение», на котором мы были утром, то количество железа, валяющегося под ногами значительно меньше, но все равно, хватает. По качеству строений первая линия обороны ничем не отличалась от передовых постов – все сделано солидно, на века, заглублено в скалы. В этих местах, кое-где видны следы работы черных копателей – кучками свален ненужный мусор: осколки бутылок, части портупеи, осколки мин.
Побродив часик по укреплениям, мы вернулись на основную часть немецкой дороги и поехали в сторону Печенги. Все местные, включая Юрия Александровича, твердили нам, что из-за разрушенных мостов, на наших машинах будет невозможно доехать до Печенги. Что если они и ездят по этой дороге, то только на «гусеничных самоходках, а по-другому там нее пройти». В принципе, мы давно привыкли, что аборигены не очень хорошо себе представляют, на что способны даже современные кроссоверы, а уж такие истинные внедорожники, как у нас, тем более. Поэтому, не очень верилось в страшилки, тем более, что в сети есть информация, что какие-то джиперы эту дорогу прошли. Но у них машины могли быть более подготовлены, чем наша.
На деле обнаружилось два неприятных места: от старых мостов ничего не осталось, но есть некое подобие мостков. Рядом же – объезды, но очень плохого качества. Серега не стал заниматься эквилибристикой и поехал по объездам. Со стороны все казалось не очень страшно, но потом сам Серега признался, что это были самые тяжелые места за всю поездку.
Серега едет в объезд.
Типа «мост».
Проехав по старой немецкой дороге около десяти километров, Маша углядела на вершине скалы сейд. Сейд – это огромный камень, стоящий на трех (как правило) маленьких камнях, как на ножках. Встречаются сейды в Карелии, на Кольском и в Скандинавии. До сих пор нет стройной научной теории кто, когда и зачем ставил сейды. Подробнее о сейдах можно прочесть тут http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B5%D0%B9%D0%B4
Юрий Александрович нам рассказал, что он беседовал на эту тему со старейшинами саамов, оставшихся в этих краях. И сами саамы не признают сейды за часть своей культуры. В последнее время даже появилась полуфантастическая версия о принадлежности сейдов к культуре таинственной расы гипербореев.
Пока шли к сейду, и фотографировали его с разных сторон, нашли еще два загадочных сооружения, но явно более современные. Два забетонированных углубления, в форме сектора круга диаметром около 20 метров. В первое углубление явно когда-то попало что-то очень сильно взорвавшееся, а второе осталось в целости и сохранности. Но все вокруг усеяно воронками от взрывов. Рядом валялся осколок от дула огромной гладкоствольной пушки (?), толщина металла около 6 сантиметров! Похоже, что мы обнаружили позиции крупнокалиберной артиллерии, хотя не совсем понятно, почему она стояла так далеко от линии фронта?
Осколок дула пушки.
Время уже перевалило за полночь, потому исследование остальной части старой немецкой дороги было решено оставить на следующий раз. Да и совестно нам стало – ребята там без нас совсем, наверное, заскучали. Ага! Как же! Вернувшись в лагерь, мы застали следующую картину: Илья еще не возвращался с рыбалки, а Лена, вместо того, чтобы грустить и готовить ужин, оживленно болтала с незнакомым молодым человеком. Рядом стояла его машина… Ба! Так мы уже встречались: этих ребят мы удивили сегодня утром, сходу штурмовав большую лужу. Познакомились: Костя, бывший моряк, работает в дилере Форда. Сам не рыбак, а привез суда рыбачить своего друга. Вскоре и он подтянулся к столу. И как обычно, за дружеской беседой время пролетело незаметно.
День СЕДЬМОЙ.
Вот и пришла пора покидать Средний и возвращаться в цивилизацию. До асфальта Ромина машина прошла самостоятельно, а дальше я сел за руль, прицепили ее тросом к Серегиной и поехали в Мурманск. Костя взялся нас сопровождать, т.к. пообещал помочь с поиском сервиса для смены жижи в автомате, а самое главное – наши девчонки развели его на обещание пустить их помыться в душе. Аж, с горячей водой! С тех пор, как Костя обмолвился о такой возможности, разговор об этом не утихал ни на минуту :)
Первый асфальт. Впереди, после мота, КПП, где проверяют паспорта.
Через пять минут езды по асфальту, вижу, что Серега останавливается. Паркуюсь за ним – что случилось? Оказалось, что как только он разгоняется более 60 км/час, машину начинает жутко трясти. Экспресс-осмотр подтвердил самые худшие Серегины подозрения – погнут кардан. Сразу вспомнили тот камешек, на котором Серега «ерзал», на пятый день, сразу после батареи Поночевного. Делать нечего – тащимся в Мурманск.
Не буду подробно расписывать все наши приключения в Мурманске. Опишу тезисно: масло в АКПП Роминой Сузуке заменили по полному циклу в дилерском техцентре Subaru. Мы с Серегой объехали все три мурманские разборки, и найти кардан не смогли. Отчаявшись, завернули в первый же попавшийся сервис – Серега увидел его рекламу. Осмотрели машину – все в порядке. Кроме кардана конечно. И тут, хозяин сервиса вспомнил о существовании какого-то мужика, у которого такая же машина и еще одна – на зап. части. Созвонились с мужиком, тот долго ломался – он был на каком-то юбилее и топать в гараж ему не хотелось. Тем не менее, в половине восьмого вечера, мы стали счастливыми обладателями единственного запасного кардана на Сузуки Витара 94 года выпуска :) Такой «рояль в кустах», с запасными частями на автомобили, происходит со мной второй раз в жизни. Надеюсь, что и дальше будет так везти!
В 20.30 мы уже стояли на объездной Мурманска и прощались с Костей, который угробил на нас весь день. Костя! Огромное тебе спасибо!
Еще через полчаса, договорившись с ментами о развороте через две сплошные в зоне поста, мы уже меняли кардан.
Моя милиция меня бережет! :)
После ремонта, наша ласточка побежала, как молодая лань. И мы быстренько догнали Рому с Машей, которые поехали вперед купить рыбки. Время было уже позднее, но мы решили ехать вперед, чтобы хоть чуть-чуть наверстать упущенный из-за ремонтов график движения.
При переезде через отроги Хибин мы встали опять. У Роминой коробки «пошла горлом кровь». А точнее, она стала плеваться маслом. Оно, попадая на горячий коллектор, парило так, что создавалось впечатление, что внутри Роминого автомобиля не ДВС, а паровой котел :) Причину этого феномена мы так и не поняли и через минут десять двинулись дальше. Больше такое не повторялось.
Заночевали мы на каком-то озере между Лоухи и Полярным кругом. Его нам порекомендовал друг мурманского Кости, как очень рыбное место. Рыбы там не было – Серега с Ильей проверяли. Зато были комары и мошка в огромных количествах. Не помогали ни репелленты, ни костер с дымом, ни даже водка – пришлось быстренько перекусить и расползтись по палаткам.
День ВОСЬМОЙ.
Встали в 11 утра, выехали уже в 12.00. Причина столь молниеносных сборов – дождь. Даже завтракать не стали, решив перекусить по дороге. Правда, ближайшая кафешка оказалась у поворота на Кемь. Мы в ней обедали по дороге «туда». Т.ч. завтрак у нас состоялся в три часа дня.
Вспоминая недобрым словом дорогу Пудож – Медвежьегорск, решаем ехать по другой стороне Онеги, через Петрозаводск. Хотя там есть кусок грейдера и паром, никому больше не хочется трястись по пудожским колдобинам. Едем мы значительно быстрее. Проезжая разбитый кусок М-18 перед Медвежьегорском, вспоминаем с Серегой, как по пути «туда», Рома предлагал тут ехать 80 км/час. Сейчас, Рома идет первой машиной и едет выше 110 км/час :)
После Медвежьегорска начинается «автобан». Еще два года назад его не было. Может быть, через несколько лет, всю М-18 приведут в порядок? В половине восьмого вечера приезжаем на Кивач. Два года назад, этот водопад поразил меня своей красотой и мощью. Сейчас он смотрится «еще одним водопадом». Безусловно, он очень красив – просто моя «корзинка впечатлений» переполнена.
Водопад Кивач.
Петрозаводск прошли не останавливаясь – только заправились и купили овощей на прощальный вечерний ужин. Последнюю стоянку сделали на берегу Онеги, сразу после деревни Рыбрека. Это место я запомнил еще по прошлой поездке вокруг Онежского озера в 2007 году. Тогда это местечко было абсолютно безлюдным. Но теперь, мы с трудом смогли найти место для стоянки – была суббота, и все местное население выползло «гулять» на берег. Впрочем, они нам не помешали. В этих местах уже появилась «ночь» - первый раз за неделю мы попали в темноту.
Ночь на Онеге.
День ДЕВЯТЫЙ и последний.
Утро порадовало нас солнцем. С удовольствием искупались – вода в Онеге показалась нам очень теплой. Хотя врят ли была теплее +15С. Перепаковав вещи и переставив обратно заднее сидение в Ромину машину, двинулись в дальнейший путь. От Шелтозера до парома в Вознесенье идет грейдер, который заметно портится в Ленинградской области, после выезда из Карелии. К парому подошли практически в момент его отплытия и влезли на него последними. Кстати, паром отставал от расписания на 40 минут.
Сбор лагеря на Онеге.
Дорога от Вознесенья до Вытегры, как была паршивая, так такой и осталась. Участки раздолбаного асфальта, чередуются с кусками отвратительного грейдера. Местами, приходилось ехать не быстрее 20 км/час. И только в середине этого куска нашего пути, обнаружился участок свежепостроенного «автобана» - километров пять.
В Вытегре вернулись на свой маршрут «туда» и шли по нему до поворота на Белозерск, в Липином Бору. Т.к. время уже здорово поджимало, то поехали «напрямую» через Вологду. Под Вологдой попали в небольшую пробку – народ возвращался с дач. После Вологды, начинается отличная дорога, которая доходит почти до объездной Данилова. Недалеко от того места, где мы встретились с ребятами 9 дней назад, мы с ними и расстались. У Ромы начало как-то подозрительно колбасить машину и быстро ехать он не мог. Мы с Серегой поехали снова в Устье, где его ждала семья. Пока Серега с женой выгружали вещи, я успел искупаться в Волге и в 23.00 выехал в сторону Москвы.
Около часа ночи, после въезда в Московскую область, я догнал и обогнал ребят и, погудев им, рванул в сторону дома.
Наша команда.
ИТОГИ
За девять дней мы проехали 4500 километров, из них 500 километров вне асфальта и вне дорог вообще. Расходы на члена нашего экипажа, включая бензин и еду, составили около 12 000 рублей на человека.
Мобильная связь – только «Мегафон». Другие операторы там практически не работают. Учтите, что есть зоны вообще без покрытия. Не только на Кольском, но и по дороге от Медвежьегорска до Мурманска.
В дороге мы использовали навигацию от Garmin. Карты севера России у этой компании достаточно подробные, но временами существуют большие проблемы с привязкой их к местности. Так же, на Рыбачем и Среднем активно использовался Ozi Explorer с треками экспедиций, побывавших в тех краях до нас.
Он-лайновый дневник экспедиции http://www.suzukovod.ru/showthread.php?t=15524
М.Г. Орешта «Осиротевшие берега» http://www.skazmurman.narod.ru/library/or_ryb/ryb1.htm#contents
Хороший сайт по Кольскому http://biarmia.narod.ru/index.html
Оригинал отчета и его обсуждение в конференции "Отдых и Путешествия".
_________________
Июль 2009 года.
Сайт создан в системе
uCoz