День
третий. Таллинн - Хаапсалу - Таллинн.
Не спалось (правда, только нам, друзья спали, как
младенцы). В восемь мы уже были на ногах и требовали завтрак. И, пока наши
друзья отсыпались, быстренько съездили в старый город: побродили по центру,
разменяли доллары и позвонили в Москву (карточки за 50 ЕЕК (90 р.) хватает на
5-6 недолгих звонков)
Встретившись с друзьями, решили поехать к морю, в
Хаапсалу. У Таллинна довольно обширные пригороды и выбираться из города
мучительно. Но зато вне города - машин
мало и чем дальше от Таллинна, тем меньше хуторов и поселков.
По дороге был встречен и изучен аутентичный
полуразрушенный замок XIII века. Очень
забавно – вроде развалины, но все сделано так, чтобы можно было лазить, без
риска сломать себе шею. А на самую высокую башню ведет деревянная лестница и
около нее прикован мусорный бак. У нас в подобном месте все было бы давно
расписано масляной краской и загажено фекалиями…
Доехали до моря (паромная переправа в местечке
Рохукюла), провели фотосъемку, и поняли, что если ехать на острова, то уж ехать
на Сааремаа. Узнали телефон на паромную переправу в Виртсу и отправились
обратно.
Полуразрушенный замок, где мы с удовольствием полазили
:0) |
Наши девушки залезли на «частную
собственность» в виде паровоза |
Старинная усадьба на побережье,
недалеко от Рохукюла. |
Сам городок Хаапсалу особо ничем не примечателен,
только на въезде стоит раритетный паровоз. Как истинные туристы, мы тут же
забрались на него и начали запечатлевать наши лики на фоне данного аппарата. Минут
через пять появилась разгневанная эстонка и на ломаном английском начала
кричать, что это, дескать, ее собственность, и мы не имеем никакого права
лазить по ее вещи. Мы резонно отвечали, что нигде не написано, что эта штука
принадлежит ей и вообще, от паровоза не убудет, если мы чуть-чуть полазим. На сим, она с гордым видом
удалились.
Проехав Хаапсалу, мы поняли, что хочется есть.
Решили остановиться в придорожном кафе и перекусить. Сказано – сделано. И вот
мы уже сидим в уютном кафе и ждем меню, официантку или что-то типа того. Пять
минут ждем, десять…. Все это время за стойкой тусуются какие-то люди,
совершенно не обращая на нас и наши призывные возгласы внимания. Наконец, нам
надоело, и мы пошли на приступ. И тут выясняется, что кафе вообще не работает и
откроется только завтра (на завтра намечался некий местный праздник), а есть у
них сегодня нечего. На наше фырканье типа “а что ж вы нам раньше то не сказали”
мы получили убийственный ответ: ”А вы и не спрашивали!” No comments.
Разгадку этой ситуации мы нашли только на следующий
день. Оказывается в Эстонии так принято (везде, кроме крутых ресторанов) – ты
входишь в кафе (бар, кабак и т.д.) и идешь к бармену, смотришь меню,
заказываешь и только потом садишься за столик ждать заказа. Если ты просто пришел
и сел – значит, тебе просто захотелось посидеть, и больше ничего. Загадочна
эстонская душа…
В
результате, пообедали мы только в Таллинне и поехали в гостиницу отдыхать.
Наших друзей укачало на заднем сидении (ездили одной машиной) и они остались
отлеживаться-отсыпаться. А мы с женой рванули опять в старый город – очень уж
ей хотелось пройтись по шмоточным магазинам. Прошлись. Ничего особенного, все
вещи привозные и цены на них не меньше, чем в Москве. Эстонского производства
вообще ничего нет. Может, мы не там смотрели? Погода была отличная, и уже вечером мы решили
гуляючи дойти от центра до нашей гостиницы в Пирите. Часть пути прошли по
берегу моря, часть по набережной. Основное отличие от России – большое
количество молодых девочек и мальчиков, гуляющих без страха, в 11 часов
вечера, в достаточно пустынном месте. Конец дня ознаменовался очередным принятием
айриш-кофе в отеле и отказом наших друзей на следующий день ехать на
Сааремаа. Ну и ладно – поедем вдвоем. Это мы на ратушной площади Таллинна |
|
День
четвертый. Таллинн – Сааремаа – Таллинн.
Нам
нужно было успеть к 12-ти часовому парому, который отправлялся из Виртсу – это
110 км от Таллинна. Я опять заблудился при выезде из пригородов и потому ехал
чуть быстрее, чем этого требуют местные законы. По дороге появилась
необходимость накормить коня бензином, и я впервые в жизни встретился с
бензоколонкой-автоматом. Т.е. тетенек в кассе нет. Да и кассы самой нет, а есть
чудо-аппарат, который хавает наличные и кредитки, а взамен дает бензин. Некий
услужливый полуэстонец (уж больно хорошо по-русски говорил) начал мне
объяснять, как это все делается. Для начал оказалось, что я не помню пинкода
своей кредитки :0) Пришлось платить наличными. Засунул бумажки и нажал номер
колонки. Полуэстонец меня на столько уже задолбал советами, что я по ошибке
залил 95-й EURO вместо просто 95-го. Жалько :0( - обычный 95-й стоит 9 ЕЕК (16,2 р.) за литр, а этот самый евро аж 9.70
ЕЕК (17,5 р.).
К парому подкатили за сорок минут до отплытия и были
примерно 15-20- ми в очереди. Почему-то много машин с финскими номерами –
рыбачить, что ли едут?
Переправа на пароме машины и 2-х людей стоит 95 ЕЕК
(171 р.) На паром влезает около 60 легковых машин на верхнюю палубу и
сколько-то еще грузовиков в брюхо парома. Как только паром отправляется, весь
народ валит в кафе на палубу над автомобильной, и там тусует. Всякие туристы
(типа нас) залезают еще выше и осматривают окрестности с капитанским видом на
лице :0). Еще мороженое там очень вкусное, но чуть дороже, чем на “большой”
земле.
За полчаса мы доплыли до острова Муху, который
соединен с Сааремаа шоссе, построенному на искусственной насыпи. Природа слегка
отличается от материка – более суровая. Мы взяли курс на столицу острова -
город Кюрессааре.
Городок небольшой, но обладает большим, качественно
отстроенным замком, в котором находиться музей. В него мы не пошли – времени
было не много – хотелось погулять. Обошли вокруг замка, погуляли по центру и
прошлись по магазинам - ничего интересного, кроме одной лавочки с сувенирами
(закупились) и магазинчика со спортивной одеждой, где жена присмотрела себе
футболочку литовского (!) производства,
но я жену оттуда утащил. А когда мы вернулись через час все же прикупить
футболку, оказалось, что по субботам
магазины до 15.00 работают и все уже закрыто. Я был бит батогами и
разжалован в прапорщики :0)
Зашли пообедать в маленький ресторанчик в центре.
Опять столкнулись с полным непониманием русского языка со стороны бармена
(парнишка лет 25-28). Но удалось договориться по-английски. Судя по всему, на островах
очень мало русских и наш язык уже забыт местным населением. Вкусно и плотно
пообедав, отправились обратно с расчетом успеть на 17-ти часовой паром.
По дороге нам встретилась мельница, аутентичная до
последнего винтика и даже действующая, судя по внутреннему убранству.
Неподалеку мое внимание привлек заборчик,
деревянные столбы которого были
сверху прикрыты касками. Судя по форме - советской армии. Интересно, с войны остались
или со складов взяты, после нашего ухода из тех мест?
Осматривая мельницу, мы как-то увлеклись и потеряли
счет времени. О, ужас! До отправки парома оставалось 11 минут и 15 км дороги со
скоростью 90 км/ч, включая 2 деревни (где скорость 50 км/ч). Тут мои нервы не
выдержали, я погнал к парому и доехал за 7 минут. Правда, как мы позже узнали,
за превышение разрешенной скорости более чем на 30 км/ч был шанс заплатить 4000 ЕЕК (7 200
р.)!!! Именно такую сумму (по его
словам) за это выложил парнишка-таксист, который вез нас тем же вечером в
Таллинне. Кстати, по дороге на Сааремаа мы проезжали мимо одной полицейской
засады, но у меня была скорость около 100 км/ч, и нас не остановили.
|
Вечером
мы снова гуляли по старому Таллинну. Читали вывески и надписи на домах. Очень
прикольный эстонский язык! Если в слове больше 4 букв, то можно голову давать
на отсечение, что какие-нибудь 2 буквы повторяются. Типа: tAAliNN, sAAremAA, hAApsalu и
даже EEsti
(Эстония). Ну, не понятно ни черта,
чувствуется, что другая языковая группа – фино-угорская (если не ошибаюсь),
не очень она к европейским языкам близка. Пытались снова поужинать в Мумии, но оказалось,
что повар по субботам работает до 22.00, и пришлось довольствоваться
салатиками. Цены на еду, конечно, радуют. Нам ни разу не удалось поесть
вчетвером больше чем на 650 ЕЕК (1170
р.), что, согласитесь, очень даже дешево. И это с пивом, кофе и прочим
шоколадом. Единственное, что огорчало наших девушек – полное отсутствие
зеленого чая во всей Эстонии. До отеля добрались уже полумертвыми, и потому
обошлись без айриш-кофе :0) |
День
пятый. Таллинн – Нарва – отель Лаагна.
В этот день мы должны были уезжать из Таллинна и
потому пошли прощаться с окрестностями: прогулялись по пирсу,
сфотографировали старый город через пролив. Осмотрели древний Пиритский
женский монастырь. От него осталось не так уж много, но боковая стена,
стоящая лицом к морю, видна за много километров. В старые времена, когда не
было многоэтажных домов, монастырь явно должен быть поражать воображение.
Внутри здания все засыпано галькой, а посередине сделан газон в форме креста.
“Внушает” (с) Хрюн Моржов. |
Развалины
монастыря в Пирите |
|
Старое кладбище на
монастырском дворе |
Очень забавно, что в брошюрке рассказывающей о монастыре
написано, что он “был разрушен русскими войсками в XVIII веке”. Я заметил, что эстонцы вообще любят
напомнить о том, что мы им разрушили. Например, в центре Таллинна, откопаны
развалины фундаментов нескольких зданий и висят таблички на 4-х языках, в том
числе и на русском, повествующие о том, что “ 9 марта 1944 года, в результате авианалета советских войск было разрушено
почти половина зданий города, погибло 643 человека, и около 20000 остались
без крова”. О том, что в том момент мы их от фашизма освобождали, нет ни
слова.
|
|
Перед дорогой заехали в супермаркет. Купили водички,
водочки и “Vanna Tallinn”. Потрясла одна вещь: продаются свежие (в смысле, не
сушеные) березовые веники в
холодильнике с глубокой заморозкой, типа как
у нас пельмени! Ну, до чего эти буржуи дошли, а?! :0)
Выезжали
из Таллинна уже с привычной путаницей в предместьях, и только выбрались на
Нарвское шоссе, как увидели замечательную сцену: эстонские полицейские
блокировали всю проезжую часть. Оказывается, в этот день по всей Эстонии ловили беглого каторжника. По пути до Нарвы
мы наблюдали еще 2 подобных пикета. Останавливают всех и смотрят, кто сидит в
салоне.
По дороге около Силламялэ свернули к морю и
пронаблюдали небольшой водопад. Неожиданно много народа – место, в общем-то,
далекое от цивилизации.
Нашей конечной целью в тот день был отель “Лаагна”. Он находится в живописном местечке, на берегу озера, не доезжая 20 км до Нарвы. Большой 2-х этажный дом с номерами разной степени крутоты, рестораном и баром. Вокруг еще несколько коттеджей и баня. Очень все мило, особенно пол в ванной в нашем номере – он оказался с подогревом.
Покидав вещи, мы на одной машине поехали в Нарву. Это -
совершенно русский город. ИМХО эстонцев, кроме как пограничников там вообще
нет. Встречается даже такое явление, как вывески на 2-х языках. Расплатой за близость с Россией являются
грязь на улицах и праздношатающиеся громко матерящиеся личности. Погуляли по
крепости. Поснимали через речку родной берег и вторую крепость, которая
находиться уже в Ивангороде. Заехали в супермаркет и закупились
мясом и креветками для намеченного на вечер шашлыка. Пока были в магазине
погода начала портиться. К тому времени, когда мы доехали до отеля и
приготовились идти на шашлыки, пошел дождь и сильно похолодало. Так что
шашлык мы жарили под навесом возле бани и первый раз за всю поездку были
одеты в теплые куртки и даже шапки. Чтобы согреться (выпитой водки на природе
как-то не хватило) зашли в бар и снова отдали должное “Vanna Tallinn”. Все,
спать. Крепость в Нарве
|
|
День
шестой. Нарва – Ивангород – Новгород.
Попрощавшись с хозяевами отеля, взяли курс на Нарву.
Внимание! Граница в Нарве проходится оригинальным способом: сразу при въезде в
город нужно по указателю свернуть направо и заехать на некую
площадку-отстойник. Сделано это для того, чтобы машины не выстраивались в
очередь на погранпереходе, который находиться прямо в центре города, а
приходили туда порциями по 4-5 машин. На площадке нужно получить жетон с
порядковым номером и встать в очередь Стояние в очереди заняло у нас около
часа. Там же платятся 15 ЕЕК (27 р.) за
транзитный проезд по Нарве. Еще чуть-чуть погуляли по крепости, потратили
последние кроны на затарку пивом и пошли на таможню. Кстати, даже в полностью
“русском” городе Нарва все пограничники этнические эстонцы. Все стандартно,
только когда я отдал паспорта пограничникам, то заметил, что тетка зачем-то
записала данные моей жены на бумажку. Слегка удивился, но не придал этому
значения. Только потом мы заметили, что визу ей не закрыли! Почему, что это
значит и чем грозит – не знаю. Может, кто подскажет?
Вот и родина. На радости пролетаю знак “Стоп” и
останавливаюсь прямо около первого КПП. Тетка сидящая в будке возмущается:
”Ну, вы совсем обнаглели! Знаков не видите?!” Но я же свой! Россиянин! А
своим все можно и все прощается :0) Границу проходим быстро и едем в крепость. Разница
заметна невооруженным взглядом. С эстонской стороны все чистенько, убрано и
устроен музей. У нас развалины и написано, что идет “ремонт”. Давно идет, лет
10-15 точно. Правда, наша крепость больше
раза в два. В общем, полазили, погрозили эстонцам пальчиком со своего
берега и поехали восвояси. Из Ивангорода в Новгород
можно попасть несколькими путями. Мы выбрали самый короткий, но проходящий
вдали от крупных городов и трас федерального значения. Итак, через 12 км
после Кингисеппа поворот направо на Курск и Извоз, далее на Сабск, Осьмино,
Поля и в Толмачево мы выходим на любимую М20 (она же Е95). По ней до Луги и
налево на Великий Новгород. |
|
Везде приличный асфальт и нет проблем, но на участке
Кингисепп-Луга бензоколонок нет. И на этом мы чуть не погорели. Первой машиной
шел я и совершенно забыл, что в баках осталось уже много меньше половины. При
этом 2108 друзей была оснащена спортивной прошивкой мозгов инжектора и жрала
больше, чем моя карбюраторная. В общем, в районе Сабска стало ясно, что до
М20 восьмерка не дотянет точно, а моя
99-я - под большим вопросом. Делать
было нечего, и мы поехали дальше. В Осьмино была найдена АЗС, но 92-й там
отсутствовал. Только А-76 и дизтопливо. На маленьком военном совете было решено
залить по 5 литров 76-го и потихоньку ехать дальше. Мы волновались, как
отнесется Лешкин инжектор к этой смеси, но все оказалось ОК. Мы даже шли, не
снижая наших крейсерских 150 км/час. И часам к семи вечера ворвались в Новгород
и поселились в гостинице “Волхов”. Надо заметить, что справа от “Волхва” есть менее пафосная гостиница (друзья наши
там жили в прошлом году) и методом сравнительного анализа было выяснено, что
она не намного хуже, но почти в 2 раза дешевле.
Вечер был посвящен посещению любимейшего и
непревзойденного ресторана “Детинец”,
который находиться на территории Кремля. Не буду расписывать все его
прелести – кто там был, тот сам знает, а кто не был…. Ну, есть повод съездить в
Великий Новгород :0)
День
седьмой. Новгород-Москва.
Ничего интересного. Просто пилили весь день до дома.
Правда, первый раз в жизни мне удалось пройти питерскую трассу без единого
штрафа, но Лешку все же пару раз приняли за скорость.
Итоги.
За семь дней пройдено 3002 км. Сожжено: 251 литр
95-го бензина, 20 литров – 95 ЕВРО и 5 литров А-76.
Общий расход по всему маршруту составил 9.19 л. на
100 км. При этом расход по Эстонии составил (!) 6.54 л/100 км. В очередной раз доказана гипотеза о том, что если
автомобиль гнать со всей дури, то кушать он будет много, а если катиться со
скоростью 90 км/час, то расход будет стремиться к нулю :0)
Расходы по деньгам:
Бронирование отелей, визы и страховки в Москве – 235
$
Гостиницы, еда и т.п. в России – 120 $
Бензин (на весь маршрут) – 2290 руб. + 25$
(Эстония)= 98$
Расходы в Эстонии – 285 $
Итого: 738$ ….. А-а-аднако! (с) Киса Воробьянинов :0)
Резюмируя все выше написанное, можно сказать
следующее: безусловно, мы все очень довольны поездкой. Много впечатлений и
прекрасный отдых. Эстония – очень самобытная и красивая страна, со своими
национальными обычаями, колоритом и традициями. Но когда мне в следующий раз
захочется отдохнуть в Прибалтике, то я поеду в Литву! :0)