День третий. Таллинн - Хаапсалу - Таллинн.

 

Не спалось (правда, только нам, друзья спали, как младенцы). В восемь мы уже были на ногах и требовали завтрак. И, пока наши друзья отсыпались, быстренько съездили в старый город: побродили по центру, разменяли доллары и позвонили в Москву (карточки за 50 ЕЕК (90 р.) хватает на 5-6  недолгих звонков)

Встретившись с друзьями, решили поехать к морю, в Хаапсалу. У Таллинна довольно обширные пригороды и выбираться из города мучительно. Но зато вне города  - машин мало и чем дальше от Таллинна, тем меньше хуторов и поселков.

 

По дороге был встречен и изучен аутентичный полуразрушенный замок XIII  века. Очень забавно – вроде развалины, но все сделано так, чтобы можно было лазить, без риска сломать себе шею. А на самую высокую башню ведет деревянная лестница и около нее прикован мусорный бак. У нас в подобном месте все было бы давно расписано масляной краской и загажено фекалиями…

Доехали до моря (паромная переправа в местечке Рохукюла), провели фотосъемку, и поняли, что если ехать на острова, то уж ехать на Сааремаа. Узнали телефон на паромную переправу в Виртсу и отправились обратно.

 

 

Полуразрушенный замок, где мы с удовольствием полазили :0)

 

Наши девушки залезли на «частную собственность» в виде паровоза

 

Старинная усадьба на побережье, недалеко от Рохукюла.

 

Сам городок Хаапсалу особо ничем не примечателен, только на въезде стоит раритетный паровоз. Как истинные туристы, мы тут же забрались на него и начали запечатлевать наши лики на фоне данного аппарата. Минут через пять появилась разгневанная эстонка и на ломаном английском начала кричать, что это, дескать, ее собственность, и мы не имеем никакого права лазить по ее вещи. Мы резонно отвечали, что нигде не написано, что эта штука принадлежит ей и вообще, от паровоза не убудет, если мы чуть-чуть  полазим. На сим, она с гордым видом удалились.

 

Проехав Хаапсалу, мы поняли, что хочется есть. Решили остановиться в придорожном кафе и перекусить. Сказано – сделано. И вот мы уже сидим в уютном кафе и ждем меню, официантку или что-то типа того. Пять минут ждем, десять…. Все это время за стойкой тусуются какие-то люди, совершенно не обращая на нас и наши призывные возгласы внимания. Наконец, нам надоело, и мы пошли на приступ. И тут выясняется, что кафе вообще не работает и откроется только завтра (на завтра намечался некий местный праздник), а есть у них сегодня нечего. На наше фырканье типа “а что ж вы нам раньше то не сказали” мы получили убийственный ответ: ”А вы и не спрашивали!” No comments.

Разгадку этой ситуации мы нашли только на следующий день. Оказывается в Эстонии так принято (везде, кроме крутых ресторанов) – ты входишь в кафе (бар, кабак и т.д.) и идешь к бармену, смотришь меню, заказываешь и только потом садишься за столик ждать заказа. Если ты просто пришел и сел – значит, тебе просто захотелось посидеть, и больше ничего. Загадочна эстонская душа…

 

В результате, пообедали мы только в Таллинне и поехали в гостиницу отдыхать. Наших друзей укачало на заднем сидении (ездили одной машиной) и они остались отлеживаться-отсыпаться. А мы с женой рванули опять в старый город – очень уж ей хотелось пройтись по шмоточным магазинам. Прошлись. Ничего особенного, все вещи привозные и цены на них не меньше, чем в Москве. Эстонского производства вообще ничего нет. Может, мы не там смотрели?

Погода была отличная, и уже вечером мы решили гуляючи дойти от центра до нашей гостиницы в Пирите. Часть пути прошли по берегу моря, часть по набережной. Основное отличие от России – большое количество молодых девочек и мальчиков, гуляющих без страха, в 11 часов вечера, в достаточно пустынном месте.

Конец дня ознаменовался очередным принятием айриш-кофе в отеле и отказом наших друзей на следующий день ехать на Сааремаа. Ну и ладно – поедем вдвоем.

 

Это мы на ратушной площади Таллинна

 

День четвертый. Таллинн – Сааремаа – Таллинн.

 

Нам нужно было успеть к 12-ти часовому парому, который отправлялся из Виртсу – это 110 км от Таллинна. Я опять заблудился при выезде из пригородов и потому ехал чуть быстрее, чем этого требуют местные законы. По дороге появилась необходимость накормить коня бензином, и я впервые в жизни встретился с бензоколонкой-автоматом. Т.е. тетенек в кассе нет. Да и кассы самой нет, а есть чудо-аппарат, который хавает наличные и кредитки, а взамен дает бензин. Некий услужливый полуэстонец (уж больно хорошо по-русски говорил) начал мне объяснять, как это все делается. Для начал оказалось, что я не помню пинкода своей кредитки :0) Пришлось платить наличными. Засунул бумажки и нажал номер колонки. Полуэстонец меня на столько уже задолбал советами, что я по ошибке залил 95-й EURO вместо просто 95-го. Жалько :0( - обычный 95-й стоит 9 ЕЕК  (16,2 р.) за литр, а этот самый евро аж 9.70 ЕЕК (17,5 р.).

К парому подкатили за сорок минут до отплытия и были примерно 15-20- ми в очереди. Почему-то много машин с финскими номерами – рыбачить, что ли едут?

Переправа на пароме машины и 2-х людей стоит 95 ЕЕК (171 р.) На паром влезает около 60 легковых машин на верхнюю палубу и сколько-то еще грузовиков в брюхо парома. Как только паром отправляется, весь народ валит в кафе на палубу над автомобильной, и там тусует. Всякие туристы (типа нас) залезают еще выше и осматривают окрестности с капитанским видом на лице :0). Еще мороженое там очень вкусное, но чуть дороже, чем на “большой” земле.

За полчаса мы доплыли до острова Муху, который соединен с Сааремаа шоссе, построенному на искусственной насыпи. Природа слегка отличается от материка – более суровая. Мы взяли курс на столицу острова - город Кюрессааре.

Городок небольшой, но обладает большим, качественно отстроенным замком, в котором находиться музей. В него мы не пошли – времени было не много – хотелось погулять. Обошли вокруг замка, погуляли по центру и прошлись по магазинам - ничего интересного, кроме одной лавочки с сувенирами (закупились) и магазинчика со спортивной одеждой, где жена присмотрела себе футболочку литовского (!)  производства, но я жену оттуда утащил. А когда мы вернулись через час все же прикупить футболку, оказалось, что по субботам  магазины до 15.00 работают и все уже закрыто. Я был бит батогами и разжалован в прапорщики :0)

Зашли пообедать в маленький ресторанчик в центре. Опять столкнулись с полным непониманием русского языка со стороны бармена (парнишка лет 25-28). Но удалось договориться по-английски. Судя по всему, на островах очень мало русских и наш язык уже забыт местным населением. Вкусно и плотно пообедав, отправились обратно с расчетом успеть на 17-ти часовой паром.

По дороге нам встретилась мельница, аутентичная до последнего винтика и даже действующая, судя по внутреннему убранству. Неподалеку мое внимание привлек заборчик,  деревянные   столбы которого были сверху прикрыты касками. Судя по форме - советской армии. Интересно, с войны остались или со складов взяты, после нашего ухода из тех мест?

Осматривая мельницу, мы как-то увлеклись и потеряли счет времени. О, ужас! До отправки парома оставалось 11 минут и 15 км дороги со скоростью 90 км/ч, включая 2 деревни (где скорость 50 км/ч). Тут мои нервы не выдержали, я погнал к парому и доехал за 7 минут. Правда, как мы позже узнали, за превышение разрешенной скорости более чем на 30 км/ч  был шанс заплатить 4000 ЕЕК (7 200 р.)!!!  Именно такую сумму (по его словам) за это выложил парнишка-таксист, который вез нас тем же вечером в Таллинне. Кстати, по дороге на Сааремаа мы проезжали мимо одной полицейской засады, но у меня была скорость около 100 км/ч, и нас не остановили.

 

Вечером мы снова гуляли по старому Таллинну. Читали вывески и надписи на домах. Очень прикольный эстонский язык! Если в слове больше 4 букв, то можно голову давать на отсечение, что какие-нибудь 2 буквы повторяются. Типа: tAAliNN, sAAremAA, hAApsalu и даже EEsti (Эстония).  Ну, не понятно ни черта, чувствуется, что другая языковая группа – фино-угорская (если не ошибаюсь), не очень она к европейским языкам близка.

Пытались снова поужинать в Мумии, но оказалось, что повар по субботам работает до 22.00, и пришлось довольствоваться салатиками. Цены на еду, конечно, радуют. Нам ни разу не удалось поесть вчетвером больше чем на 650 ЕЕК  (1170 р.), что, согласитесь, очень даже дешево. И это с пивом, кофе и прочим шоколадом. Единственное, что огорчало наших девушек – полное отсутствие зеленого чая во всей Эстонии.

До отеля добрались уже полумертвыми, и потому обошлись без айриш-кофе :0)

 

 

День пятый. Таллинн – Нарва – отель Лаагна.

 

 

В этот день мы должны были уезжать из Таллинна и потому пошли прощаться с окрестностями: прогулялись по пирсу, сфотографировали старый город через пролив. Осмотрели древний Пиритский женский монастырь. От него осталось не так уж много, но боковая стена, стоящая лицом к морю, видна за много километров. В старые времена, когда не было многоэтажных домов, монастырь явно должен быть поражать воображение. Внутри здания все засыпано галькой, а посередине сделан газон в форме креста. “Внушает” (с) Хрюн Моржов.

 

 

 Развалины монастыря в Пирите

Старое кладбище на монастырском дворе

Очень забавно, что в брошюрке рассказывающей о монастыре написано, что он “был разрушен русскими войсками в XVIII  веке”. Я заметил, что эстонцы вообще любят напомнить о том, что мы им разрушили. Например, в центре Таллинна, откопаны развалины фундаментов нескольких зданий и висят таблички на 4-х языках, в том числе и на русском, повествующие о том, что “ 9 марта 1944 года, в результате  авианалета советских войск было разрушено почти половина зданий города, погибло 643 человека, и около 20000 остались без крова”. О том, что в том момент мы их от фашизма освобождали, нет ни слова.

   

Перед дорогой заехали в супермаркет. Купили водички, водочки и “Vanna Tallinn”. Потрясла одна вещь: продаются свежие (в смысле, не сушеные)  березовые веники в холодильнике с глубокой заморозкой, типа как  у нас пельмени! Ну, до чего эти буржуи дошли, а?! :0)

Выезжали из Таллинна уже с привычной путаницей в предместьях, и только выбрались на Нарвское шоссе, как увидели замечательную сцену: эстонские полицейские блокировали всю проезжую часть. Оказывается, в этот день по всей Эстонии  ловили беглого каторжника. По пути до Нарвы мы наблюдали еще 2 подобных пикета. Останавливают всех и смотрят, кто сидит в салоне.

По дороге около Силламялэ свернули к морю и пронаблюдали небольшой водопад. Неожиданно много народа – место, в общем-то, далекое от цивилизации.

Нашей конечной целью в тот день был отель “Лаагна”. Он находится в живописном местечке, на берегу озера, не доезжая 20 км до Нарвы. Большой 2-х этажный дом с номерами разной степени крутоты, рестораном и баром. Вокруг еще несколько коттеджей и баня. Очень все мило, особенно пол в ванной в нашем номере – он оказался с подогревом.

 

        Покидав вещи, мы на одной машине поехали в Нарву. Это - совершенно русский город. ИМХО эстонцев, кроме как пограничников там вообще нет. Встречается даже такое явление, как вывески на 2-х языках.  Расплатой за близость с Россией являются грязь на улицах и праздношатающиеся громко матерящиеся личности. Погуляли по крепости. Поснимали через речку родной берег и вторую крепость, которая находиться уже в Ивангороде.

        Заехали в супермаркет и закупились мясом и креветками для намеченного на вечер шашлыка. Пока были в магазине погода начала портиться. К тому времени, когда мы доехали до отеля и приготовились идти на шашлыки, пошел дождь и сильно похолодало. Так что шашлык мы жарили под навесом возле бани и первый раз за всю поездку были одеты в теплые куртки и даже шапки. Чтобы согреться (выпитой водки на природе как-то не хватило) зашли в бар и снова отдали должное “Vanna Tallinn”. Все, спать.

Крепость в Нарве

 

 

День шестой. Нарва – Ивангород – Новгород.

 

Попрощавшись с хозяевами отеля, взяли курс на Нарву. Внимание! Граница в Нарве проходится оригинальным способом: сразу при въезде в город нужно по указателю свернуть направо и заехать на некую площадку-отстойник. Сделано это для того, чтобы машины не выстраивались в очередь на погранпереходе, который находиться прямо в центре города, а приходили туда порциями по 4-5 машин. На площадке нужно получить жетон с порядковым номером и встать в очередь Стояние в очереди заняло у нас около часа. Там же  платятся 15 ЕЕК (27 р.) за транзитный проезд по Нарве. Еще чуть-чуть погуляли по крепости, потратили последние кроны на затарку пивом и пошли на таможню. Кстати, даже в полностью “русском” городе Нарва все пограничники этнические эстонцы. Все стандартно, только когда я отдал паспорта пограничникам, то заметил, что тетка зачем-то записала данные моей жены на бумажку. Слегка удивился, но не придал этому значения. Только потом мы заметили, что визу ей не закрыли! Почему, что это значит и чем грозит – не знаю. Может, кто подскажет?

Крепость в Ивангороде

Вот и родина. На радости пролетаю знак “Стоп” и останавливаюсь прямо около первого КПП. Тетка сидящая в будке возмущается: ”Ну, вы совсем обнаглели! Знаков не видите?!” Но я же свой! Россиянин! А своим все можно и все прощается :0)

Границу проходим быстро и едем в крепость. Разница заметна невооруженным взглядом. С эстонской стороны все чистенько, убрано и устроен музей. У нас развалины и написано, что идет “ремонт”. Давно идет, лет 10-15 точно. Правда, наша крепость больше  раза в два. В общем, полазили, погрозили эстонцам пальчиком со своего берега и поехали восвояси.

Из Ивангорода в Новгород можно попасть несколькими путями. Мы выбрали самый короткий, но проходящий вдали от крупных городов и трас федерального значения. Итак, через 12 км после Кингисеппа поворот направо на Курск и Извоз, далее на Сабск, Осьмино, Поля и в Толмачево мы выходим на любимую М20 (она же Е95). По ней до Луги и налево на Великий Новгород.                                                      

 

Везде приличный асфальт и нет проблем, но на участке Кингисепп-Луга бензоколонок нет. И на этом мы чуть не погорели. Первой машиной шел я и совершенно забыл, что в баках осталось уже много меньше половины. При этом 2108 друзей была оснащена спортивной прошивкой мозгов инжектора и жрала больше, чем моя карбюраторная. В общем, в районе Сабска стало ясно, что до М20  восьмерка не дотянет точно, а моя 99-я  - под большим вопросом. Делать было нечего, и мы поехали дальше. В Осьмино была найдена АЗС, но 92-й там отсутствовал. Только А-76 и дизтопливо. На маленьком военном совете было решено залить по 5 литров 76-го и потихоньку ехать дальше. Мы волновались, как отнесется Лешкин инжектор к этой смеси, но все оказалось ОК. Мы даже шли, не снижая наших крейсерских 150 км/час. И часам к семи вечера ворвались в Новгород и поселились в гостинице “Волхов”. Надо заметить, что справа от “Волхва”  есть менее пафосная гостиница (друзья наши там жили в прошлом году) и методом сравнительного анализа было выяснено, что она не намного хуже, но почти в 2 раза дешевле.

Вечер был посвящен посещению любимейшего и непревзойденного ресторана “Детинец”,  который находиться на территории Кремля. Не буду расписывать все его прелести – кто там был, тот сам знает, а кто не был…. Ну, есть повод съездить в Великий Новгород :0)                    

 

День седьмой. Новгород-Москва.

 

Ничего интересного. Просто пилили весь день до дома. Правда, первый раз в жизни мне удалось пройти питерскую трассу без единого штрафа, но Лешку все же пару раз приняли за скорость.

 

Итоги.

 

За семь дней пройдено 3002 км. Сожжено: 251 литр 95-го бензина, 20 литров – 95 ЕВРО и 5 литров А-76.

Общий расход по всему маршруту составил 9.19 л. на 100 км. При этом расход по Эстонии составил (!) 6.54  л/100 км. В очередной раз доказана гипотеза о том, что если автомобиль гнать со всей дури, то кушать он будет много, а если катиться со скоростью 90 км/час, то расход будет стремиться к нулю :0)

 

Расходы по деньгам:

Бронирование отелей, визы и страховки в Москве – 235 $

Гостиницы, еда и т.п. в России – 120 $

Бензин (на весь маршрут) – 2290 руб. + 25$ (Эстония)=  98$

Расходы в Эстонии – 285 $

Итого: 738$ ….. А-а-аднако! (с)  Киса Воробьянинов :0)

 

Резюмируя все выше написанное, можно сказать следующее: безусловно, мы все очень довольны поездкой. Много впечатлений и прекрасный отдых. Эстония – очень самобытная и красивая страна, со своими национальными обычаями, колоритом и традициями. Но когда мне в следующий раз захочется отдохнуть в Прибалтике, то я поеду в Литву! :0)

 

На главную
В начало


Сайт создан в системе uCoz