Таллинн. Май 2002 года.
Маршрут нашей поездки
Предыстория Вообще-то мы собирались на Соловки. Или в Архангельск.
Ну, тянет нас в мае на север, уж не знаю почему. Но разведка боем в просторах
интернета и общение с умными и знающими людьми показала, что такой “ранней”
весной в те края лучше не соваться без лыж, снегоходов и прочего зимнего
обмундирования. На такой вариант мы пойти не могли и начали думать дальше. И
вот, в тот момент, когда наши думы зашли в тупик, как луч света в темном
царстве появилась идея: ”А почему бы нам не съездить на север, но только не
наш, а прибалтийский?” Тем более что в самой северной “нашей” балтийской
стране некоторые из нас не были никогда, а кто-то в последний раз посещал эти места в конце 80-х. Итак, решено. Мы едем в Эстонию! |
|
Оказалось,
что не так уж просто попасть в маленькую, но гордую республику Эстония. В менее
“европеизированную” Литву можно получить визу, просто придя в посольство и
продекларировав свою финансовую состоятельность. Но для эстонцев этого мало!
Нужно обязательно иметь приглашение или заранее бронировать гостиницы
(желательно через турфирмы). А-то вдруг мы ворвемся на просторы суверенной
республики и будем бомжевать, ночуя в машине? Короче говоря, на пути таких “негодяев”
(с) Наше Радио, как мы, поставлен надежный заслон! Мы не стали воевать. И в
конце февраля по рекомендации знакомых обратились к туроператору “Валио-М”
(тел. 291-9491). Милая тетечка по имени
Лариса долго показывала нам картинки всяких отелей и расписывала прелести
отдыха в Эстонии. На прощание она
предупредила, что на майские будет большой наплыв туристов и места лучше
забронировать пораньше. Мы договорились встретиться вновь в начале апреля и
застолбить все, что нам надо.
В конце
марта мы явились в “Валио-М” всей командой, но тут вдруг выяснилось, что выбор
уже не богат. После долгих препирательств были забронированы номера в отеле
«Калев» в Таллинне (район Пирита,
принадлежит местному яхт-клубу) на 3-е суток и отель “Лагна” под Нарвой на одну
ночь. Предварительные траты в Москве составили: по 25 долларов за визу на
одного человека, дабл в “Калеве” на сутки на двоих - по 42$, дабл в “Лагне” – 45$,
мед. страховка около 3$. Итого – 235 долларов на пару.
День первый. Москва - Печоры.
Выезд был запланирован на 7.30
утра 1-го мая от пересечения Рижского шоссе и МКАД. На Таллинн уходило две машины: ВАЗ 21099 (карб.) и ВАЗ 21083 i с некой “спортивной” прошивкой в мозгах. Экипажи из двух
человек на каждую машину – я с женой и наши друзья (тоже муж и жена).
Я знал, что первого мая в ту же
сторону уходят еще минимум четыре машины авторушников, но все они шли раньше (в
6.00-6.30). Как же они были правы! Мы тронулись в путь в 7.45, и первые 150 км
были сущей мукой для таких горячих парней как мы. Престарелые дедушки и отцы
семейств, оседлав всевозможные транспортные средства, включая раритеты типа
ЗАЗ–968 и ГАЗ-21, на бешеной скорости в
65 км/час помчались на дачи. Двигаться с такой скоростью никак не входило в наши
планы и пришлось заниматься дорожным серфингом, мигать дальним, ехать по
обочине – лишь бы двигаться. Более- менее путь расчистился только около
Нелидово, и далее мы покатили, стараясь держать на спидометрах циферку 150
км/ч.
На отрезке пути Москва –
Пустошка пойманы мы были два раза: идущего первым Лешку взяли за скорость перед
Великими Луками (50 рублей) и нас обоих приняли в Пустошке за редкостное в
Москве нарушение – обгон в недостаточной зоне видимости. Начальник ГИБДД (!)
Воробьев (так он скромно представился) рассказал нам, что обгонять можно только
тогда, когда зона прямой видимости более 300 метров. В общем, дали этому “начальнику ГИБДД” 100 рублей и
уехали с миром. Но разум мой возмущенный кипел еще долго :0)
А уже через 25 км была точка
привала и обед. Маленькое торфяное озерцо недалеко от турбазы “Алоль”. В этом
местечке ночевали еще мои родители по пути в отпуск, в Латвию, каждый год. И с
детства это место ассоциируется у меня с летом, отпуском и свободой…..
Мы люди опытные и запасливые –
мангал, уголь, шашлык и рыбка у нас были с собой. Так что, через час все уже
были добрые и сладкие, а наши спутницы даже успели оприходовать 2 бутылки
французского вина. Что с людьми свежий воздух делает! :0)
Оказалось, что нам удалось
держать вполне приличный темп – 600 км мы проехали за 6,5 часов. Учитывая
дачников, остановки на заправку и разговоры с ГИБДДшниками – совсем не плохо.
Отдохнув часа полтора, мы
поехали к Пскову, где была запланирована ночевка. Но все оказалось не так
просто. Еще за неделю до майских, в конфе “Отдых и путешествия” на авто.ру
ходили слухи, что гостиницу в Пскове забронировать уже нельзя. Но как-то мне в
это не верилось. Однако, приехав в
Псков, мы обнаружили, что это правда. Были заняты ВСЕ гостиницы и максимум, что
могли нам предложить – это ждать до 21.30, вдруг кто-то не приедет и освободиться бронь. Обойдемся!
– решили мы и взяли курс на Печоры, где тоже есть гостиница.
|
От Пскова до Печор около 80
км приличного асфальта. После поворота от Изборска на Печоры начинают
попадаться большие плакаты “Платная дорога”. В чем ее платность мы смогли
понять только на следующее утро. В Печорах 2-х местный номер нам обошелся в 560 рублей на
сутки. Покидав вещи и передохнув, мы пошли осматривать монастырь, при входе в
который строгий юноша заставил
девушек надеть юбки (выдаются бесплатно) и головные уборы. Сам монастырь
располагается в овраге-ущелье и поражает воображение. Помпезные строения для
религиозного официоза, строения поменьше для жилья духовенства и кельи
монахов, как соты, прилепившиеся на склоне оврага – все это в лучах
заходящего солнца…. Слов нет. Доступ мирянам туда закрыт, но и из той части,
куда пускают, открывается замечательный вид. Побродив внутри и обойдя
монастырь снаружи, пощелкав фототехникой, мы решили перейти от пищи духовной
к мирской, что и воплотили в жизнь в близлежащем баре. Все очень цивильно
(кроме туалета, как всегда у нас в России), ужин на четверых + бутылка
кристалловской водки обошелся нам всего в 600 рублей! Ночные Печоры на редкость
тихий город: мы без приключений добрались до гостиницы и быстренько уснули. Центральный храм в
Печорском монастыре |
День второй. Печоры - Таллинн.
Встали пораньше, позавтракали
остатками московских запасов и помчались к границе. По дороге заправились под
завязку дешевым русским бензином. Подъехав к первому КПП на границе, мы
наконец-то поняли, что значит “платная дорога”. Нужно отдать 100 рублей тете в
будке за один автомобиль. Зачем и за что – не понятно. На наш вопрос: “Есть ли
бесплатная альтернатива?”, нам сказали что да, есть, но надо ехать через другой
погранпереход в 50 км к югу. При этом, когда мы заплатили и шлагбаум открылся,
за нами совершенно беззастенчиво проскочила машина с эстонскими номерами. И за
ней никто не погнался! Местный способ проезда по платной дороге, что ли?..
Границу мы прошли за 20 минут.
Народу – никого. На нашей стороне есть дьютифри, но крепкого спиртного там нет
(зачем он тогда вообще?). На эстонской стороне мы обменяли по 50$ по очень
высокому курсу 1$=16,7 ЕЕК (везде в стране 1$=17,2-17,35 ЕЕК), купили карты Эстонии и Таллинна по 50 ЕЕК
(90 р.) и страховку на автомобили 140
ЕЕК (250 р.)
Вот и все, мы в Эстонии.
Наслушавшись про дикие штрафы, мы ехали “овцой” – 90км/ч. Первые 10 минут это
прикалывает, затем – раздражает, а дальше – просто бесит. Слава богу, не только
нас – время от времени попадаются горячие эстонские парни, которые едут аж 120!
Мы пристроились за каким-то местным VW Passat и, обгоняя всех приличных эстонцев, погнали к Тарту.
Первые впечатления от Эстонии:
-
в
деревнях живут бедновато, домики не такие ухоженные, как в Литве, но много
лучше чем в России :0)
-
вся
сельхозтехника – наша, российская. Похоже, осталась от СССР.
-
все
поля распаханы-перепаханы. (несмотря на то, что почва очень камениста, иногда
просто белая от камней).
-
на
полях большой ажиотаж. Что-то сеют и боронят, а потом покрывают специальным
материалом! От заморозков вероятно.
Совершая все эти наблюдения, мы
доехали до Тарту. Бросили машины на бесплатной стоянке, и пошли гулять по центру. Побродили,
посмотрели, поиграли в диких туристов (типа, у-у-у-у смотри!). Залезли на горку позади ратуши, обнаружили
полуразваленное готическое строение с табличкой на английском языке, что-то
типа “Возможны падения камней сверху, не ходите лучше внутрь”. Ха! У нас же
медстраховка не даром куплена – прошли внутри и ничего! :0)
Уходились и решили перекусить.
Кафе в самом центре Тарту – 100 метров от площади с ратушей. Приходит девчушка,
приносит меню на эстонско-английском языке. Читаем, переводим. Зовем девчушку:
”Э-э-э, девушка, нам, пожалуйста…” А не тут-то было! Не понимает она по-русски.
ОК. “Please, give me
one…” И по-английски не понимает! Переходим на язык
жестов и делаем заказ. Ждем. Не наш день – вместо четырех салатов и четырех
супов нам приносят восемь салатов и ни одного супа. Вместо баранины – говядину,
а вместо чесночных хлебцев – тосты с сыром…. М-да! Она, видимо, и по-эстонски
не очень, ведь пальцами мы тыкали в англоязычные названия, но под ними то текст
на эстонском дублирован! В боях отстаиваем суп и возвращаем один лишний салат (остальные
успели съесть), на все остальное машем рукой, расплачиваемся Визой и уходим
озадаченные. Издевалась она над нами или правда такая…. э-э, непонятливая?
Если смотреть по карте, то от
Тарту до Таллинна идет автомагистраль. Мой штурман была уверена, что на
автомагистрали (как в большинстве стран) разрешена скорость больше, чем 90
км/ч. Ну, хотя бы 120. Нет, эстонцам торопиться не куда – 90 км/ч везде кроме
городов, а в городах – 50. Так и плелись до Таллинна – то, садясь на хвост
“горячим парням”, то в потоке. Автопарк эстонцев меня поразил. Количество хороших
машин потрясает. На что они их покупают? Вроде бы, страна не богатая... Но
Мерседесов, БМВ и прочих Ауди последних моделей очень много. Сколько Корветов
вы увидите в Москве за три дня? Очень может быть, что и не одного. А нами в
Таллинне их было замечено аж пять штук разных годов выпуска. Да и средний
класс в Эстонии не на Деу Нексиях ездит (корейцев вообще мало), все больше
Опеля да Вольксвагены 1995-2001 годов
выпуска. В провинции много копеек, шестерок и Нив. Почему-то много Москвичей,
особенно 2140. Было замечено штук
10-15 ВАЗов десятого семейства.
Оказывается их в Эстонии активно продают, но стоят они почти как Пежо 206 и
народ обычно склоняется ко второму варианту. В отличие от Литвы очень мало
машин 10-15 летней давности (Жигули не в счет), зато много внедорожников и
машин с движками большого объема. Видимо, сказывается то, что бензин не очень
дорог (по сравнению с Литвой - примерно на треть дешевле). Аутентичная
мельница на трассе Тарту-Таллинн |
|
Поплутав по Таллинну, нашли
свой отель, поселились, отдохнули и рванули в Старый город. Все очень красиво –
черепичные крыши, булыжные мостовые, всяческие аутентичные забегаловки. Зашли в
магазинчик керамики – стильно и красиво, но цены не детские – глиняная кружка
авторской работы 300ЕЕК (540 р.)
|
Народу гуляет много. Кое-где
попадаются уличные музыканты, особенно понравился один – на баяне наяривал
вариации на советско-патриотические темы. Слышна финская речь, русская -
реже. При этом в 80% случаев, когда мы слышали разговор явно местного
населения по-русски, он был обильно сдобрен
нашим родным и могучим матом. Может нам просто “везло”? Не буду особо расписывать
разнообразность едальных мест – везде вкусно и не дорого. Прорекламирую лишь
одно: называется “Мuumia” – “Мумия”, то есть. Бар, стилизованный под
древнеегипетский колорит, адрес Pikk tn,
3. В нем надо заказать блюдо с
названием что-то типа “говядина в вишневом соусе” и раковый суп. Это бест!
Что нас еще порадовало в этом баре – так это меню с картинками с описанием
блюд на русском. Еще добавлю, что в качестве
аперитива мы всегда пили ликер “Vanna Tallinn” с кофе (не смешивая!) или без оного. Очень удивил нас такой факт:
когда мы ехали от гостиницы в старый город на такси, то заплатили 56 ЕЕК (100
р.), а обратно – 120ЕЕК (216 р.). Объяснения этому феномену так и не нашли,
судя по всему, сказывается разная ценовая политика таксомоторных компаний, а
может просто развели нас :0) «Старый город» вечером |